Основной площадкой презентации и апробации стартап-экопроектов московских школьников ежегодно становится Московский экологический форум учащихся. Очень важно, что каждый экологический стартап-проект школьника - это результат работы всей педагогической команды школы, а не только идея отдельного учителя и ее воплощение одним учеником. Разработка стартапа школьником требует привлечения ресурсов всей педагогической команды, и даже шире - ресурсов всего города, который сейчас является открытой и информационно насыщенной средой дополнительного образования школьника. Поэтому Московский экофорум в своей основе опирается на создание необходимых условий для личностного развития детей и формирования у них умений и навыков для жизни в будущем мире. Лучшие исследовательские работы школьников города были представлены на последнем экофоруме школьников в восьми различных секциях, среди которых прикладные - «Экомониторинг», «Охрана окружающей среды», «Исследования на охраняемых природных территориях».
Школьники нашего МСД любят свой город, поэтому сохраняют и изучают его природу. Ребята из школы №1995 заботятся о «легких» своего района - ландшафтном заказнике «Теплый Стан». Анна Пипия предложила свой проект по исследованию климата на территории парка с применением одного из методов биоиндикации - по состоянию годичных колец растений. А Елизавета Павлова разработала проект экологической тропы с 12 тематическими станциями для полевых наблюдений.
Летом этого года ребята приняли участие в природоохранной акции «Зеленые тропы Москвы» проекта «Экосубботы московских школьников». «Экосуббота» прошла на территории природно-исторического парка «Битцевский лес». Основанная часть акции - экосубботник - проведена в пойме реки Чертановки. Участники очистили оба берега от бытового мусора. После субботника мастер-класс по гидробиологии с использованием оборудования по экомониторингу. С эколикбезом о живых обитателях водоемов Москвы выступили волонтеры акции - студенты МГУ имени М.В.Ломоносова и педагог Центра экологии, краеведения и туризма кандидат биологических наук Алексей Шмаков. Ребята определили качество воды на основе анализа забора проб зоо­планк­тона, зообентоса и фитопланктона, изучили рельеф и геологические особенности местности, оценили разнообразие ископаемой фауны. Акция проведена с целью популяризации природно-ориентированного отдыха, туризма, краеведения, формирования идеи активного и здорового образа жизни, выявления новых тенденций и привлечения внимания широкой общественности к важности сохранения экологических маршрутов (троп) в Москве, развития их инфраструктуры, улучшения экологической обстановки, привлечения добровольцев к благоустройству.
Николай Шоров из школы №2042 имени Лазаревых вот уже два года занимается оценкой качества воды реки Битцы по составу водорослей, так как этот показатель он считает ключевым для оценки стабильности экосистем. Николай говорит:
- Мы собрали пробы материала на трех участках реки, обработали их, зафиксировали формалином и концентрировали. Для определения видов пробы просматривали под микроскопом. Итог - биологический анализ степени загрязненности вод участка реки Битцы. Анализ видового состава и обилие фитопланктона показал, что все исследованные участки характеризуются довольно бедным видовым составом фитопланктона с преобладанием диатомовых водорослей. Бедный видовой состав свидетельствует о загрязненности экосистемы реки Битцы и о необходимости как ее системной очистки, так и снижения нагрузки человеческой деятельности на реку.
Ученики школ №108, 538, 1205 тоже активные участники образовательного проекта «Экосубботы московских школьников». Только за первое полугодие 2018‑2019 учебного года они приняли участие в 7 экосубботах в Московском детско-юношеском центре экологии краеведения и туризма. События проекта «Экосубботы московского школьника» - это открытые дискуссионные и творческие площадки для участников любого возраста и уровня знаний. В отличие от специальных конкурсных мероприятий по биологии или экологии московские школьники смогут взять с собой, пригласить на «Экосубботу» своих родителей, бабушек и дедушек, друзей. На «Экосубботы» приходят и ребята, которые уже изучают на углубленном уровне программы естественно-научной направленности, и ребята, которые первый раз в нашем центре. Занятия «Экосуббот» не только дают детям знания об окружающем их мире, но и прививают навыки ответственного экологического поведения, воспитывают гуманное и ответственное отношение к животным.
Так, на «Экосубботе» перед ребятами выступила исполнительный директор благотворительного фонда помощи бездомным животным «Я свободен» Ольга Сергеевна Могилевская. Вместе с собакой-терапевтом Лилу Ольга Сергеевна провела «DOG-урок». В рамках проекта «DOG-урок» фонд «Я свободен» проводит различные обучающие и просветительские программы для детей с привлечением специально обученных собак, которые помогают донести до детей важность ответственного отношения к природе и животным. Темой урока стал рассказ о профессиях собак. Ребята узнали о собаках - охотниках, спасателях, полицейских, пастухах, поводырях, актерах и терапевтах. Во второй части программы участники «Экосубботы» познакомились с животными «Живого уголка» центра и узнали об особенностях содержания рептилий, птиц и млекопитающих, рационе питания и сложностях их совместного содержания.
Одна из участниц экологических мероприятий - Мария Колядинцева, ученица школы-интерната №17, - выполнила и представила на Московском экофоруме свой проект по выведению цыплят из куриных яиц в искусственных условиях - дома, в квартире. А Александр Маскин из школы №1995 рассказал об экологии выгула собак. Эксперт секции «Животные и растения в искусственных условиях обитания» Михаил Александрович Шеляков, ветеринарный врач высшей квалификационной категории, член благотворительного фонда защиты домашних животных, поддержал ребят в продолжении этой работы.
- Надеюсь, что изучение домашних животных, особенностей их выведения и выращивания, содержания и лечения станет вашей профессиональной траекторией обучения и успеха! - сказал Михаил Александрович, вручая ребятам дипломы лауреатов форума.
Конечно, большая часть проектов ребят посвящена вопросам ресурсосбережения, рециклинга и раздельного сбора твердого бытового мусора.
Алена Ючкина и София Гайдук учатся в кружке Московского детско-юношеского центра уже три года. Ученицы-экоактивисты собирают батарейки, проводят тематические уроки, участвуют в природоохранных акциях. Девочки рекомендуют отдавать предпочтение такой технике, которая не нуждается в использовании батареек, использовать предметы, работающие от сети, от альтернативных источников энергии, или часы - от ручного завода.
Алена говорит:
- Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжелыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов и нескольких тысяч дождевых червей! В батарейках содержится множество различных металлов - ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, наносить существенный вред здоровью.
София дополняет ее:
- Нами использовалась методика основателя почвенной зоологии академика М.С.Гиляровского. Согласно этой классификации выделяют группы почвообитающих животных: 1) нанофауна - одноклеточные, простейшие, амебы, жгутиковые; 2) микрофауны, которые включает панцирных клещей, бескрылых насекомых, ногохвосток; 3) мезофауна, включающая крупных почвообитающих червей, насекомых мокриц, многоножек; 4) макрофауна включает позвоночных животных кротов, мышевидных грызунов. Для наших исследований удобнее использовать представителей средней группы мезофауны, потому что эти беспозвоночные крупных размеров и чутко реагируют численностью и качественным составом на любые изменения в среде их обитания.
Кто же, как не юные участники Московского городского конкурса социально значимых экологических проектов школьников, главные и самые креативные авторы «зеленых» стартапов? Hачиная с 1‑го класса они работают над проектами, проводят исследования, реализуют их в своих школах и дома. Разные темы интересуют участников конкурса, но главное, что все они решают экологические проблемы города и человечества.
- «Влияние уборки на бактериологическое загрязнение воздуха в учебных помещениях», «Способы защиты сооружений от землетрясений», «Сокращение выбросов антропогенного CO2 и сокращение площади полигонов твердых бытовых отходов с помощью домашних вермиферм», «Утилизация мусора на дачных участках и экономия электроэнергии в городской квартире» - вот тот небольшой список тем, которые волнуют школьников Москвы, дают им цель в учебе, а затем и в выборе профессии, - отмечает эксперт конкурса кандидат биологических наук Глеб Юрьевич Полозов.
Очень важно, что школьники перешли от фундаментальных экологических исследований к конкретной природоохранной практике и решению реальных социально-экологических проблем. А готовые «зеленые» стартапы московских школьников внимательно и бережно сохраняет Московский центр экологии, краеведения и туризма и с готовностью передает специалистам из природоохранных учреждений города. Так, разработки многих экотроп, выполненных школьниками в условиях городских природных территорий, уже были переданы нами для использования специалистам Мосприроды.
2019 год - это год 100‑летнего юбилея дополнительного образования и юннатского движения. Впереди новый век, новые задачи для юных экологов! Уже сейчас «зеленые» стартапы готовят их к выбору профессий будущего, и они смогут стать архитекторами живых систем или инженерами по восстановлению окружающей среды, сельскохозяйственными экологами или инженерами солнечных электростанций, гео- или биоэкологами. Но очень значимо для нас, что они будут экологически грамотными и ответственными жителями своего любимого города.

Галина ГОРБУНОВА, заместитель директора Московского детско-юношеского центра экологии,
краеведения и туризма