Работает на проект и Московская электронная школа, где создается и постоянно пополняется методическое сопровождение. И как критерий реализации - особые требования к результативности учащихся, участвующих в проекте «Математическая вертикаль» - от повышения уровня прохождения государственной итоговой аттестации по предмету «Математика» до побед в математических олимпиадах. А главная цель - воспитать конкурентоспособных профессионалов, готовых к выполнению разноплановых нестандартных задач, которые будет формировать город-мегаполис в будущем.
Общеизвестный факт, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих глобального научно-технического прогресса. Но главное, что изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Уверен, что качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизнедеятельности в современном обществе.
Москва всегда славилась качественным математическим образованием, особенный скачок произошел в последнее время, что показывают успехи учащихся-москвичей на международных олимпиадах по математике, астрономии, физике и химии. Математические, физические, астрономические кружки стали повседневным занятием для наших ребят.
Так в чем же важность проекта «Математическая вертикаль»? В первую очередь получение высокоуровневого, углубленного математического образования во всех школах Москвы. Во-вторых, формирование особого значения в программе классов «Математической вертикали» теории вероятностей и статистики учит ребят отцифровывать любые процессы: технические, экономические, социальные, логистические, то есть создавать математические модели, которые четко ответят на поставленные запросы, позволят избежать ошибки. В-третьих, уверен, что высокие требования к учителям, преподающим в классах проекта «Математическая вертикаль», создают здоровую конкуренцию в педагогическом сообществе. Кроме того, система семинаров и конференций, проводимых для учителей-математиков Москвы в рамках проекта, повысит уровень преподавания математики, сделает ее наукой для жизни.
Большую помощь и в методическом сопровождении, и в повышении квалификации педагогов, и в проведении независимой диагностики учащихся, участников проекта оказывают ресурсные центры - это школы и вузы, которые имеют многолетний успешный опыт работы в математическом образовании. Ресурсный центр школы №1995 - мехмат МГУ.
Почему необходимо в первую очередь понимать значимость качественного математического образования для каждого учащегося и по вертикале, и по горизонтали?
Особенно математика важна для развития ребенка. Она задает стандарты правильного, рационального мышления на всю жизнь, дает огромный толчок для умственного развития. Я даже не знаю, какой другой школьный предмет способен настолько поднять умственный уровень подрастающего индивида и послужить таким хорошим подспорьем для интеллектуального развития впоследствии, уже в зрелом возрасте. Я не имею в виду математику только как предмет, алгебру или геометрию, говорю о применении математических методов в любой профессии, в любом деле. Как часто школьные учителя замечают, что учащиеся математических классов успешны во всех школьных предметах! Значит, математика - универсальный инструмент, открывающий мир познаний.
Повышение уровня математической образованности ребенка, класса, всего ученического коллектива школы в итоге отражается и на всех остальных видах продуктивной деятельности учащихся, особенно на научно-исследовательской и проектной. Ежегодно в школе №1995 проводится школьный этап Московского городского конкурса проектных и научно-исследовательских работ школьников (в прошлом учебном году была представлена 221 работа, в этом - 344). Сами названия проектов и научно-исследовательских работ вызывают интерес: «Манипулирование сознанием: антиутопия в литературе и НЛП в психологии» (8‑й класс), «Преломление идейного содержания русских народных сказок и произведений художественной литературы через Конституцию РФ» (6‑й класс), «Оценка влияния электронных устройств на скорость чтения» (4‑й класс). И неудивительно, что у этих учащихся и по математике «5».
Как регулярные спортивные тренировки «прокачивают» тело, делают его здоровым, сильным и выносливым, так регулярные занятия математикой «прокачивают» мозг - развивают интеллект и познавательные способности, расширяют кругозор. Математика закладывает навыки эффективного и быстрого обучения чему угодно.
Для правильного решения математических и логических задач нужны внимательность, настойчивость, ответственность, точность и аккуратность. Математика тренирует «мышцы характера». Чем регулярнее ребенок тренирует эти «мышцы характера», тем сильнее они становятся в решении не только учебных задач, но и жизненных проблем.
Мы точно не можем предугадать, в какой области реализует свои способности и возможности сегодняшний ученик, в какой профессии он будет востребован и успешен, но уверены, что качественное математическое образование воспитывает ответственную и понимающую личность с универсальными учебными достижениями - человека мыслящего.
Обратимся к опыту реализации проекта «Математическая вертикаль» в школе №538. «Математика - это интересно!» - основная мысль, с которой началась реализация этого проекта в указанной школе. С сентября был открыт класс «Математической вертикали». Семиклассники на углубленном уровне начали изучать алгебру, геометрию, теорию вероятностей и статистику.
Дети в седьмом математическом собрались разные, но всех объединяет желание учиться и добиваться успехов на выбранном пути. Конечно, в дальнейшем все мы - педагоги и родители - ждем хороших результатов от своих учеников. А сейчас помогаем им преодолевать возникающие трудности, помогаем стать увереннее, самостоятельнее, узнать больше.
Интересно, что работа в образовательном проекте «Математическая вертикаль» дала старт еще одному интересному проекту в школе №538, который находится в смежной плоскости, - интерактивному музею миниатюр «Умная школа». Цель проекта заключается в объединении различных умений и навыков учителей и учеников и применении их в едином долгосрочном проекте. Сам проект подразумевает создание миниатюрных масштабных моделей различных реальных и придуманных мест и эпох. Музей начинается с Великой Отечественной войны и посвящен возможному эпизоду жизни партизана Сергея Владимировича Гришина, имя которого носит наша школа. Данная часть экспозиции представляет собой миниатюрную железную дорогу. Маленькие поезда ходят по рельсам, останавливаются на станциях, подвергаются нападению партизан, которые перекрывают дорогу срубленными деревьями. Все это интерактивно и происходит в реальном времени. Посетители могут с помощью хлопков, нажатия определенных кнопок или пересечения лазерных лучей и других датчиков менять поведение различных элементов макета, заставлять их двигаться или останавливаться. Также они могут имитировать изменение времени суток. Старшеклассники сами производили математические расчеты, искали технические характеристики. Данная работа является ярким подтверждением слов директора Центра педагогического мастерства города Москвы И.В.Ященко: «В будущем огромное количество профессий будет требовать хорошей математической подготовки. Речь идет не о будущих ученых, речь идет о массовых профессиях, таких как программист, оператор современного технологичного склада. Всем им нужна хорошая базовая математическая подготовка».
Полученные результаты вселяют уверенность в педагогический и родительский коллективы школы №538, что современная московская школа выполнит социальный заказ мегаполиса, подготовит конкурентоспособных выпускников и расширит возможности в выборе профессий.

Никита КОЗЛОВ, учитель математики школы №1995, тренер сборной Москвы по физике;
Елена ВОЛКОВА, директор школы №538;
Алена ТОКАЕВА, Светлана ГОЖЕВА,
учителя школы №538