Его статус выходит за пределы школьной жизни. От него зачастую в определенной степени зависят успехи наших детей в учебе, желание или нежелание учиться, отношение к одноклассникам и учителям. Именно он создает условия развития нормальных взаимоотношений в классе, заинтересовывает ребят, привлекает к созиданию, сопереживанию, содружеству и сотворчеству. Такой классный руководитель не только эффективный защитник или переговорщик, он еще и навигатор в мире всего инновационного, интересного и познавательного.
Не секрет, что как ученикам, так и родителям хочется, чтобы их классный был самым классным: общался с родителями посредством чатов, пользовался всеми возможностями ЭЖД, сети Интернет, разрабатывал и проводил интерактивные классные часы и школьные мероприятия, общался с детьми посредством социальных сетей, был диагностом (предвидел риски, ожидающие ребенка за школьным порогом), аниматором, лидером и вдохновителем.
Таких классных руководителей в МСД №23 большинство. Это те, кто не ждет указаний администрации или просьб преподавателей, родителей, учеников, а сами вникают в происходящее, не боятся принимать решения. Умеют вдохновить, организовать, помочь, подсказать. Способствуют общению между родителями и педагогами школы.
Особая роль руководителя класса - это духовно-нравственное воспитание каждого школьника. Любовь к Родине начинается с любви к родному городу, и чтобы его полюбить, надо хорошо знать этот город. Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» дает возможность школьникам ознакомиться с экспозицией огромного количества различных музеев Москвы и Московской области, узнать историю старинных усадеб, историю московских парков. В этой олимпиаде уже не первый год участвуют команды МСД №23, посещая в течение учебного года в среднем более 10‑15 исторических объектов родного города, поэтому каждый школьник может с уверенностью сказать, что наш город - обладатель великой истории.
Еще один пример: история усадьбы Зюзино стала предметом исследования старшеклассников школы №554. Ребята подготовили проект, продуктом которого стала виртуальная экскурсия по району Зюзино, где располагается их школа. Эта работа была высоко оценена на муниципальном конкурсе проектных работ и принимала участие в городском конкурсе. Классные руководители привлекают к этой работе и родителей. Когда трио ученик - педагог - родитель работает слаженно, результат отличный.
Роль руководителя класса важна в создании такого эффективного механизма, как ученическое самоуправление. Сложно сейчас представить школу без этого звена. Оно является неотъемлемой частью общего целого. Участники ученического самоуправления - это инициативные, активные, яркие и неравнодушные обучающиеся школы. Направления деятельности ученического самоуправления разнообразны, при умелой организации и поддержке ребята становятся не просто помощниками, а полноправными участниками, генераторами новых идей.
Классный руководитель моделирует и образовательное пространство класса, и образовательный маршрут каждого учащегося, обязательно подключая ресурсы дополнительного образования, ресурсы мегаполиса, в содружестве и с психолого-педагогической службой школы, и с родительской общественностью. Можно сказать, классный руководитель - навигатор для учащегося, который помогает семье раскрыть интересы и таланты ребенка, помогает в профессиональном самоопределении, а также в решении проблем.
Классный руководитель 2‑го класса школы №1995 Лариса Румянцева столкнулась с проблемой: дети не любят читать. Конечно, возникли проблемы и в читательской грамотности во всех предметах, и в грамматике. Можно переложить ответственность на родителей и заставить, но лучше подумать, что делать. Так и возникла в нашем классе традиция посещения интересных занятий в библиотеке №169 «Проспект», где на мастер-классах, театральных постановках, встречах с писателями влюблялись в книги, а потом делились друг с другом интересными открытиями.
Классный руководитель - это часть профильной педагогической команды, он и поможет в проектной деятельности, и обязательно смотивирует на интересную субботу московского школьника, и поддержит, и предложит. Например, классный руководитель 8‑го «В» класса инженерной направленности школы №1995 Лариса Калуга - филолог, с удовольствием вместе со своими ребятами посещает занятия в рамках программы «Профессиональное образование без границ» в колледже №39 «Автодело». Классный руководитель не рядом, не над - он вместе с детьми и с родителями.
В школе №1279 в должности куратора 10‑х классов работает Виктор Головко. Единственный предмет, который он ведет, - это «Индивидуальный учебный проект» у 10‑х классов, а остальное время посвящает классному руководству и школьному ученическому самоуправлению. А этот подход, между прочим, требует метапредметных компетенций.
Быть куратором всей параллели 10‑х классов не так-то просто: к каждому требуется найти свой педагогический подход, притом что общее количество учащихся у него 78 человек, а родителей значительно больше. Именно формат кураторства позволяет быть на связи с родительским сообществом каждый день, используя новейшие телекоммуникационные технологии, что отвечает современным образовательным тенденциям и запросам родителей.
Многие родители первым делом испытывали переживания по поводу возможности работы с таким количеством подростков, но потом положительно оценили институт кураторства как метод сопровождения их детей на пути образовательного процесса.
Общие классные часы, встречи с родителями, общие интересные дела, общение с администрацией школы, в том числе по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации, позволяют избавиться от ситуации с «предвзятостью к классу» и «глухим телефоном».
Все направления школьной жизни осваиваются успешно только в тесном содружестве классного руководителя и его команды. А промежуточным итогом может быть желание и успешное участие классного руководителя в профессиональном конкурсе «Самый классный классный».
В этом году учитель начальных классов школы №554 Ольга Графская приняла участие в Московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства «Самый классный классный»-2019. Педагог успешно прошла первый этап конкурса и продолжает участие во втором этапе. Конкурсными испытаниями первого этапа стали авторское эссе «Я - московский классный руководитель» и видеоролик, представляющий содержание деятельности классного руководителя. Видеоролик кратко отражает достижения учеников и классного коллектива.

Татьяна КУЗНЕЦОВА, классный руководитель школы №554