На мой взгляд, «золотое сечение» в педагогической деятельности - это динамичное соотношение комплекса педагогических факторов воздействия на обучающегося и особых потребностей самого ребенка. Обобщая свой многолетний опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я выстроил гармоничную пропорцию соотношения необходимых факторов, обеспечивающих успешное формирование профессионально-трудовых навыков и умений в процессе обучения на уроках столярного дела и занятиях дополнительного образования.
Ключом к успешности в профессионально-трудовом становлении обучающихся считаю практическую направленность их деятельности в столярной мастерской и на выездной практике. Тот факт, с каким большим желанием мои ученики изготавливали сувениры и подарки, оформляли выставки своих творческих работ и участвовали в проведении праздников труда, экскурсиях на производство и в колледжи, может стать подтверждением правильности выбранного мною подхода к передаче знаний.
Формирование мотивации учащихся к работе в столярном деле начинаю с изучения промыслов России и современных методов их обработки. Изучение народных художественных промыслов в современной обработке, помимо прочего, является и средством сохранения культуры народов России.
В проектной деятельности учащихся большое внимание уделяю резьбе по дереву. Использование резьбы по дереву как средства современного дизайна помогает сохранить русские традиции. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармоничной личности. Оно доступно восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает красоту и прелесть окружающего мира, отражает любовь к родному краю, формирует художественный вкус, создает эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал.
Возможности здоровья наших учащихся серьезно осложняют процесс их профессионального самоопределения, кроме того, узок спектр профессий, доступных им для выбора. Поэтому важнейшим направлением своей работы я вижу формирование у моих учеников интереса и склонности к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей. А трудовое обучение считаю важным и социально значимым предметом, направленным на социализацию и трудовую адаптацию учащихся.
В основу трудового обучения и профессионального самоопределения я закладываю деятельность, направленную на практическое освоение основных профессиональных компетенций столяра.
Осваивая весь технологический процесс обработки древесины (снятие коры, ручная обработка столярным инструментом, шлифовка и декоративная отделка изделия), учащиеся через практическую деятельность приобретают устойчивые трудовые и профессиональные навыки. Перспективна в этом направлении форма профессионально-трудовой подготовки - выездная практика по столярному делу. Во время практики учащиеся выпускных классов вовлекаются в творческий процесс проектной деятельности на производстве.
Одной из баз выездной практики по столярному делу стало село Воздвиженское, где создавался музей деревянного зодчества под открытым небом. На выездной практике учащиеся овладели навыками столярно-плотницкого дела: заточка топора и приемы работы с ним; пиление двуручной пилой и бензопилой; окаривание бревна скобелем; укладка бревна в венцы со мхом; выполнение рубки угла в «обло» и в «лапу»; долбление гнезд долотом и стамеской; разметка бревен при помощи инструментов.
Моим ученикам представилась уникальная возможность вплотную ознакомиться с традициями русского деревянного зодчества ХIХ века. В ходе коллективной работы ребята сплотились, стали серьезными, дружными, как одна трудовая семья. В новой обстановке проявились и возможности ребят адаптироваться к непривычным социально-бытовым условиям: отсутствие водопровода, электричества, газа. В короткое время научились готовить пищу, планировать и экономить, соблюдать чистоту и порядок, оказывать помощь друг другу. Но самое главное - мои ученики смогли почувствовать себя нужными, а профессию столяра - творческой и современной.
Кроме того, надо отметить, благодаря тому что на моих занятиях мы соприкасаемся и с другими предметами - с той же, например, историей, - формируется общая педагогическая команда. Одни педагоги, как я, работают над профессиональным самоопределением обучающихся, а значит, над личной мотивацией к образовательному процессу каждого ребенка. Другие обеспечивают предметную конвергентность. Для каждого учителя высокие результаты его учащихся и выпускников - самая большая награда за труд. Я с гордостью могу сказать о моих учениках Максиме Мельничуке, двукратном победителе городского конкурса «Лучший по профессии» в компетенции «Столярное дело», и Эдуарде Мочееве, победителе регионального этапа национального чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс»-2018. Их трудолюбие, творчество, личный пример в учебе помогают новым поколениям учащихся найти свой путь в жизни.

Владимир ФИНЯГИН, учитель технологии школы №108, заслуженный учитель РФ

Говорят выпускники

Эдвард АСАТРЯН, выпускник школы №2042 в 2017 году, студент 2‑го курса Высшей школы экономики:
- Прошло два года после окончания школы. И вот все чаще начинаешь оглядываться назад, анализировать свое прошлое, свой прошедший опыт. И волей-неволей задаешься вопросом: «А что мне дала школа?»
Разумеется, нельзя отрицать, что школьная пора - это замечательное время, наполненное радостными, захватывающими и увлекательными событиями. Это время, когда ты заводишь друзей, когда ты сталкиваешься с первыми трудностями, когда начинают формироваться твои личность и характер. Однако я обнаружил, что помимо этих базовых вещей школа дала мне нечто большее.
В первую очередь моя школа дала мне поистине глубокие знания. И не только по отдельно взятым предметам, а именно по всем! Это во многом помогло мне стать разносторонней, эрудированной и интересной личностью. Я наблюдаю мир с разных сторон… Без этого я не представляю, как бы жил. Во-вторых, учителя, помимо знаний, передали мне свой дар преподавания. Быть может, это покажется не таким важным… Однако благодаря этому я вижу разницу между преподавателем и учителем. Для меня учитель - это призвание; это дар и талант, которым обладает отнюдь не каждый. А мне вот повезло - мои учителя им обладали! Этот навык дает мне возможность общаться с детьми, передавать им свои знания, завораживать их, подталкивать к науке. Честно признаться, этот процесс - нечто замечательное и волшебное! В-третьих, во мне сформировались базовые и ключевые понятия, которые необходимы каждому взрослому человеку. Я познал суть дружбы и любви; научился помогать и защищать своих близких в любых ситуациях; идти напролом, вопреки любым сложностям. Только спустя нескольких лет ты начинаешь понимать, что эти вещи необходимо принять еще в детстве. Иначе во взрослой жизни тебя просто сомнут!
Пожалуй, единственное, чего не хватило, это опыта горестных событий. Прошу не понять меня неправильно! Я имею в виду, что в своем детстве я не успел познать измену, предательство, использование в корыстных целях и многое другое. Я не успел подготовиться к взрослой жизни до конца! Это, как стало ясно, тебе предстоит узнать после окончания детства.
Однако, может, это главное благо, которое смогла подарить мне школа?
В любом случае, время идет, и жизнь продолжается. С уверенностью могу сказать, что свою школу и детское время я буду вспоминать с теплом и трепетом.

Андрей БОРКО, выпускник школы №1995 в 2013 году, студент 5‑го курса МГТУ имени Н.Э.Баумана:
- Моя школа №1995 не только дала мне глубокие предметные академические знания, но и приобщила к профессии инженера в первую очередь через проектную деятельность. Особенно мне запомнились занятия на базе Инженерной академии РУДН: именно там была возможность на современном оборудовании провести исследования, изготовить необходимые детали для проектных работ. Недавно меня пригласили на Клубный день в мою школу, где соревновались будущие инженеры в прототипировании и системном администрировании, в программировании и электромонтаже, в оптических заданиях и моделировании физических процессов. Меня поразило то первоклассное оборудование, которым так умело, я бы даже сказал обыденно, пользуются сегодняшние ученики с 1‑го класса: станки с ЧПУ, робототехника, планетарий, физическая лаборатория, 3D-принтер. Могу представить, каких студентов получат технические вузы Москвы, каких специалистов получит страна. Горжусь сегодняшним школьным образованием.

Александр МИТРОФАНОВ, выпускник школы №1995
в 2015 году:
- Не сразу я выбрал карьеру военного, хотя мой прадед был Маршалом Советского Союза. В школе отдавал предпочтение гуманитарным наукам, но семейные традиции и участие в военно-патриотических мероприятиях, которые на высоте были организованы моей школой №1995, помогли мне сделать окончательный выбор. Сегодня я студент 4‑го курса военного университета - в будущем военный переводчик. Особенно мне запомнилось участие в торжественном шествии по Красной площади, посвященном параду 1941 года, и военные учебные сборы в 10‑м классе. Недавно я провел с учащимися 10‑11‑х классов профориентационное занятие, на котором рассказал о перспективах профессии военного и, конечно, пригласил поступать в свой вуз. Конечно, я был рад встрече со своими педагогами, которым, безусловно, обязан сегодняшними успехами. С теплом вспоминаю школьные годы. Присутствовал на уроке истории в 6‑м классе. Был поражен, как дети динамично, интересно, разнопланово работают на уроке в Московской электронной школе. Встретился с кадетами 7‑го класса инженерной направленности - взрослые, подтянутые, не по-детски строгие. Ознакомившись с их учебным планом, порадовался разнообразию занятий, практически ничем не отличается от военных училищ. Меня заинтересовал курс по оказанию первой медицинской помощи, и вместе с ребятами я проследовал в медицинский блок (название меня крайне удивило). Но то, что я увидел, было неожиданностью - тренажеры, симуляторы, фантомы. Не по пособиям и фильмам, а на практике ребята учатся спасению людей. В разговоре с кадетами узнал, что они постоянно выезжают на военно-инженерные практикумы в учебный центр «Преображенский», где я был в 10‑м классе. Наша школьная жизнь была насыщена событиями, а у этих мальчишек и девчонок просто кипит.