Пресса не случайно назвала ее революционной. Программа определяет пути реализации такой важнейшей задачи военной реформы, как укрепление и качественное обновление станового хребта армии и флота - их офицерского корпуса.

Критерии профессионализма

Характер угроз России, задачи ее обороны и безопасности предъявляют все более высокие требования к офицерам, а войсковая практика, опыт контртеррористической операции на Северном Кавказе свидетельствуют о снижении уровня подготовки выпускников военных вузов, особенно их практической выучки. Одна из причин в том, что ранее не сложилась система требований к офицерам, их подготовке - не было надежного фундамента формирования образовательных программ. Теперь выделены три группы требований: общегосударственные, общие военно-профессиональные и военно-профессиональные по конкретной военной специальности.

Общегосударственные требования исходят из того, что офицер, прежде всего - гражданин России, которому доверена задача особой важности - вооруженная защита Отечества. Его должны отличать развитые патриотические убеждения, верность присяге, постоянная готовность профессионально и мужественно выполнять свой долг, если потребуется, даже ценой своей жизни. Офицер должен быть подлинным интеллигентом, человеком высокой культуры, широкой эрудиции и нравственной чистоты.

На формирование этих качеств направлена гуманитарная составляющая военного образования, которая дает знания о человеке и обществе, позволяющие ориентироваться в сложных социально-политических и правовых реальностях, формирует сознание гражданской ответственности, мировоззрение офицера как военного руководителя, специалиста военного и административного управления.

В числе общегосударственных требований - традиционная для отечественной военной школы фундаментальность образования, дающая офицеру способность наращивать и обновлять свои знания, осваивать новые направления развития военного дела, вооружение и технику.

Общие военно-профессиональные требования обязательны для всех без исключения офицеров. Они обязаны в совершенстве знать основные положения Военной доктрины РФ, структуру Вооруженных Сил, принципы военного искусства, характер, природу и содержание вооруженной борьбы в XXI веке, характер задач войск, формы и способы их выполнения, обеспечения и управления, до автоматизма освоить алгоритм работы по организации выполнения боевых и иных задач.

Столь же прочно нужно знать систему деятельности воинского коллектива, уметь эффективно руководить ею, боевой подготовкой и организацией службы войск, поддерживать постоянную боеготовность, образцовый уставный порядок и дисциплину. Все это зависит от методической выучки, умения высококачественно обучать и воспитывать подчиненных. Поэтому каждый офицер должен быть не просто высококвалифицированным профессионалом в своей области, но и умелым методистом, педагогом, воспитателем. Ему должны быть присущи развитое тактическое и оперативно-тактическое мышление, высокие морально-боевые и психологические качества. И, конечно же, развитые чувства офицерской чести, достоинства и уважения достоинства других.

Военно-профессиональные требования по специальности определяются служебным предназначением офицера с учетом продвижения по службе, как правило, на две-три ступени.

Сумма общегосударственных и военно-профессиональных требований - это, по существу, модель специалиста. На их основе формируются профессиональные образовательные программы по специальностям.

Качество подготовки офицеров определяется ответами на пять основных вопросов: чему и кого учить, кто, как и на чем должен обучать?

Видеть перспективу

Содержание обучения должно быть направлено на реализацию современных требований к офицерам, носить упреждающий характер с учетом перспектив предстоящего перевооружения армии и ее перевода на профессиональную основу. Работа с профессионалами потребует новых подходов, которые уже сегодня надо закладывать в учебные планы и программы.

Образовательный процесс должен обеспечивать развитие самостоятельности и творческого мышления, способности быстро адаптироваться к условиям повседневной деятельности и боевой обстановки, уверенно в них ориентироваться, предвидеть развитие событий, принимать эффективные решения и организовывать их выполнение.

Важнейшее условие успешной подготовки офицеров - высокий уровень профессиональной пригодности кандидатов в военные вузы, их осознанная, устойчивая мотивация на продолжительную службу. У большинства военных вузов сегодня нет недостатка в абитуриентах. Конкурс в среднем - 2 человека на место. Но качество кандидатов не улучшается. В 2002 г. более 60% зачисленных в военные вузы получили при профотборе третью группу профпригодности - рекомендованы к поступлению условно. Для улучшения качественного состава и уменьшения отчислений курсантов необходимо решить две задачи. Повысить эффективность профориентации и отбора кандидатов, психологического сопровождения в ходе учебы, а также законодательно установить особый статус обучающихся в военных вузах, изменить порядок и сроки заключения с ними контрактов, ввести ответственность за невыполнение их условий, в том числе при отчислении.

Центральная фигура - педагог

Преподаватель - центральная фигура образования, определяющая эффективность и качество подготовки кадров. Он обязан в совершенстве знать свой предмет, владеть современными методами обучения и воспитания, быть для слушателей и курсантов образцом выполнения воинского долга и дисциплины, высокой требовательности, нравственности и культуры.

В военных вузах сосредоточено 70% научного потенциала Минобороны, сохраняются и развиваются научные школы. По качественному составу научно-педагогических кадров выделяются Военная академия Генштаба, где ученые составляют около 80% преподавателей, созданы признанные в мире научные школы, Военно-космическая академия, в которой 32 научные школы, 70% педагогов - ученые. Свыше 600 ученых трудятся в Военной академии РВСН им. Петра Великого. Более 30 научных школ функционирует в Военно-воздушной инженерной академии.

Заслуживает поддержки и повсеместного внедрения опыт тех вузов, которые в трудных условиях при общей тенденции снижения научного потенциала вузов не только сохраняют, но и наращивают его. К примеру, Тамбовский военный авиационный инженерный институт за пять лет удвоил свой научный потенциал (с 33 до 67%), а Государственный институт усовершенствования врачей Минобороны, где раньше защищали 10-20 диссертаций в год, в 2001 г. поднял их число до 50 (33 кандидатские и 17 докторских) и в 2002 г. до - 52 (35 и 17). В 90-е гг., когда российские наука и образование переживали тяжелейший кризис, в нем создано 5 новых научных школ, а в 2000-2002 гг. начали формировать еще 7 - почти столько, сколько за 20 предыдущих лет. Вуз в числе первых в Минобороны успешно прошел аттестацию. Таковы результаты создания системы управления содержанием и качеством учебной и научной работы в институте, который, по оценке руководства Тыла и медицинской службы Вооруженных Сил, стал эффективным инструментом научного обеспечения военной реформы в области военного здравоохранения. К таким результатам должны стремиться все вузы. Этот аспект ныне приобретает особое значение, так как без активизации и развития вузовской науки, ее нацеленности на важнейшие проблемы реформирования армии и флота нельзя обеспечить опережающую подготовку офицерских кадров.

Серьезным испытанием для военных вузов станут аттестация и государственная аккредитация. Ее прошли Военно-космическая академия и ее филиал в г. Пушкин, Московский военный институт радиоэлектроники Космических войск, Тамбовский и Воронежский военные авиационные инженерные институты. Подчеркну, что все вузы Космических войск успешно прошли аттестацию, в первую очередь потому, что командование, должностные лица этого рода войск уделяют огромное внимание подчиненным вузам, подготовке в них высококвалифицированных кадров.

В будущем учебном году аттестацию должны пройти 28 вузов. К сожалению, активно готовятся к ней только наши передовые вузы - Военная академия Генерального штаба, Военно-морская, Военно-медицинская академии, Военно-инженерный, Военно-технический университеты и ряд других. Отдельные вузы недопустимо медленно наращивают научный потенциал, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение. Подготовка к аттестации и государственной аккредитации должна стать приоритетным направлением деятельности начальников, имеющих в подчинении вузы, органов военного управления и самих военно-учебных заведений.

Для сохранения и укрепления научно-педагогического потенциала в последнее время принят ряд мер - в вузах восстановлено более 400 должностей с категорией «полковник», введены надбавки за ученую степень и ряд других. Важно дополнить эти меры целенаправленной работой в педагогических коллективах.

От педагогов во многом зависит ответ на вопрос: «Как учить?». В вузах необходимо создать систему поэтапного формирования знаний, умений и навыков. По окончании каждого курса обучаемые должны быть по нарастающей готовы к выполнению конкретных должностных обязанностей. Одновременно необходимо формировать профессионально важные качества личности офицера и правильные представления о военном укладе жизни. Повседневная деятельность военно-учебного заведения, гарнизонная, караульная и внутренняя службы должны стать важнейшими элементами военно-профессионального обучения и воспитания.

Фундамент эффективности

Учебно-материальная база - фундамент эффективности образовательного процесса, наиболее затратная составляющая любого вуза, требующая огромных финансовых и материально-технических вложений. Нельзя забывать и о наболевших проблемах обеспечения нормальных условий жизни и быта в вузах. Курсант не должен жить в казарме хуже, чем солдат.

Состояние учебно-материальной базы и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в большинстве вузов остаются неудовлетворительными, не обеспечивают необходимого уровня военно-профессиональной подготовки выпускников, прежде всего их практической выучки, не отвечают требованиям государственной аккредитации, которую предстоит пройти всем вузам. Подавляющее большинство из них обеспечено учебниками нового поколения только по отдельным предметам. Основная их масса, в том числе по военным дисциплинам, устарела. Главное управление кадров делает все возможное для решения этой проблемы. С упреждением на год подготовлены изменения и дополнения в сводный перспективный план издания учебников. Но это не снимает проблемы в целом, поскольку Минобороны издает учебники только по военно-профессиональным дисциплинам, а средства на закупку учебников в рамках федеральной программы начнут выделяться лишь с 2004 г.

В большинстве вузов нет научно обоснованных требований к условиям реализации образовательных программ, без которых невозможно определить реально необходимый состав учебно-материальной базы, установить нормы обеспечения вузов вооружением и техникой, тренажерами, другим оборудованием. Вот почему разработка требований - одно из важнейших мероприятий Федеральной программы реформирования системы военного образования.

Военная доктрина РФ к числу основных направлений развития военной организации государства относит повышение эффективности системы военного образования. 2003-й - стартовый год выполнения федеральной программы ее реформирования.

Мы в самом начале пути к новому качеству интеллекта и боеспособности армии, реализации требований Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами - Президента России В.В. Путина, долговременной стратегии преобразования системы подготовки военных кадров. И обязаны добиться, чтобы этот старт был динамичным, обеспечил выполнение программных задач текущего года и создал задел на будущее.