Специализация в игровой форме
Зачем нужна профориентация в столь раннем возрасте? Ведь у ребенка еще много лет впереди, его планы успеют поменяться десятки раз… Может, не стоит относиться к этому столь серьезно?
Стоит. Ведь мечта кем-то стать - это пока только мечта. Нередко, столкнувшись с реальной профессиональной деятельностью, выпускник понимает: это «не его». А многие к моменту окончания школы вообще не могут определиться, куда пойти: нравятся разные направления, но ни одно не притягивает по-настоящему.
Чтобы избежать подобных ситуаций, следует как можно раньше знакомить детей с содержанием различных профессий. Возможно, какие-то из них вызовут интерес и пробудят желание пойти именно по этой стезе. К тому же ориентация на ту или иную профессию поможет школьнику четко понять, зачем нужно изучение тех или иных дисциплин, осознать, что он учится не для педагогов или родителей, а чтобы стать успешным членом общества, реализуясь в выбранной сфере деятельности.
В наше время еще в дошкольном возрасте ребенок получает возможность посещать кружки естественно-научных, технических, гуманитарных, социальных направлений, самостоятельно готовить исследовательские проекты. В школах МСД №23, например, существует такая форма работы с дошкольниками и младшими школьниками, как профильные каникулы. В каникулярное время учащиеся старших классов проводят с младшими детьми интересные занятия по инженерии, медицине, экономике, лингвистике. А в 2017 году у нас стартовал образовательный проект, инициированный представителями ученического самоуправления районов Черемушки, Обручевский, Котловка, Зюзино: это игровой баттл «Думай. Действуй. Твори. Совершенствуй».
В игре задействовано несколько площадок по различным направлениям: инженерное, медицинское, социальное, военно-спортивное, гуманитарное, а также площадки интеллектуального и физического спорта. Команды формируются с помощью электронной жеребьевки: по одному ученику из параллели 1‑9‑х классов в «связке» с кем-то из членов его семьи: мамой или папой, бабушкой или дедушкой. Кроме того, в мероприятии участвуют жители района, проявившие интерес к проекту.
Для медицинской площадки кейсы с заданиями разрабатывали учащиеся профильных классов медицинской направленности. Вот их названия: «Анатомический конструктор», «Социальный уход», «Медицинские манипуляции», «Реанимационные действия». Конечно, пока это только игра, но в реальной жизни каждый должен владеть навыками оказания первой медицинской помощи.
Весьма увлекательными оказались опыты в биолаборатории. В задачи команды входили анализ состава воды и продуктов питания. Тоже очень актуально: ведь мы едим и пьем воду каждый день. Кстати, младшие школьники справились с заданием на отлично.
На военно-спортивной площадке ребята учились правильно и быстро вызывать «скорую помощь» и пожарную службу, тренировались, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. В процессе игры пришлось даже спасать утопающего - конечно, понарошку.
На инженерной площадке младшие школьники научились создавать свой собственный QR-код, а старшие помогали им в процессе выполнения задания.
В ходе IT-марафона команда проводила сборку и разборку персонального компьютера на время, а затем проходила тест на знание информационных технологий.
На площадке интеллектуального спорта был предложен кейс «Быстрые шахматы», в ходе выполнения которого выяснилось, что можно поставить мат даже быстрее, чем за 5 минут. Спидкубинг порадовал новыми рекордами по сборке на скорость кубика Рубика.
«Школа мяча» включала как кейсы на выполнение различных трюков с мячами - футбольным, баскетбольным, теннисным, так и задание, основанное на волонтерской инициативе. «Спортивный навигатор» обучал, как объяснить иностранному туристу маршрут до определенного стадиона на английском языке.
Современный человек должен быть компетентен и в социальной сфере. Так, в ходе работы социальной площадки командам давалось задание разработать семейный бюджет. Например, они пытались просчитать, какая стратегия окажется наиболее выгодной - брать кредит или класть средства на депозит. Еще одним видом заданий было тестирование на общую финансовую грамотность. Для этого были смоделированы реальные жизненные ситуации.
В рамках кейса «Следствия вели…» ребятам пришлось выступать в роли прокуроров, выставляя обвинения героям сказок и мультиков. А на этапе «Банк резюме» команда составляла коллективное резюме для работодателя по той или иной профессии, определенной жеребьевкой.
Не забыли и про творческие специальности. Наши киноблогеры подготовили отзывы о фильмах «Легенда №17», «Союз-7», «Движение вверх». Юные поэты читали свои произведения. На этапе «Лингвистический шифр» необходимо было перевести на иностранный язык известное стихотворение одного из российских поэтов.
В ходе кастинга на ведущих школьных новостей не было отбоя от желающих попробовать себя на этом поприще. Поэтому решили всем, кто хорошо держался перед камерой, дать возможность подготовить собственный новостной выпуск.
На этапе «Суббота московской семьи» юные участники вместе с родными должны были по ссылкам на ресурсы Москвы составить образовательно-досуговый маршрут на субботу для своей семьи. Оценивались логистика, бюджет семейного мероприятия, причем с учетом интересов всех членов семьи разных возрастов.
По результатам баттла прошла встреча лидеров ученического самоуправления МСД №23. Был учтен опыт, полученный в ходе мероприятия, внесены изменения в программу, добавлены новые кейсы заданий согласно пожеланиям участников. На базе школы №1995 мы провели второй мегабаттл, который определил лучшие школьные команды районов Черемушки, Обручевский и Котловка.

Главное - вызвать интерес!
Учреждения МСД №23 благодаря организации профильного предпрофессионального обучения уверенно вступают в городские проекты «Инженерный, медицинский и академический классы в московской школе», «Математическая вертикаль в московской школе», «Субботы московского школьника», «Профессиональное образование без границ», «Учебный день в технопарке», WorldSkills. В школах действует система взаимодействия с ведущими вузами столицы: РНИМУ имени Н.И.Пирогова, РАНХиГС, МГМУ имени И.М.Сеченова, Инженерная академия РУДН, МИРЭА, МИФИ, Финансовый университет при Правительстве РФ.
Елизавета Алексеевна Кузнецова, классный руководитель 10‑го профильного химико-биологического класса, отмечает:
- Мой первый опыт классного руководителя профильного класса превзошел все мои ожидания. Во-первых, общаться с детьми, которые живут общими идеями и мыслят в одном направлении, очень интересно. Во-вторых, меня привлекает высокая активность класса при участии в различных школьных и городских проектах. Мне нравится общаться с детьми вне школьных стен. По субботам мы участвуем в мероприятиях проекта «Субботы московского школьника». В лаборатории предпрофессионального образования МЦКО на занятиях, связанных с медициной, учащиеся получают не только знания, но и практические навыки работы на современном профессиональном оборудовании. Так, ребят очень заинтересовали интерактивный анатомический стол «Пирогов» и трехмерная модель человеческого тела в натуральную величину. Думаю, теперь наши школьники лучше понимают, для чего нужно изучать физику, химию, информатику, как это пригодится им в дальнейшей жизни.
Для успешной подготовки учащихся педагоги проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах и мастер-классах, проводимых на базе вузов. Ученики профильных классов представляют свои проекты на научно-практических конференциях «Старт в медицину» и «Инженеры будущего». В школах МСД №23 используется оборудование, поставленное в рамках проекта «Техносфера современной московской школы», ожидаются поставки нового оборудования в рамках проекта «Робокласс». Не во всех школах пока есть такое оборудование, но использовать его может любой учащийся. Например, ученики школы №2042 занимаются в инженерном блоке со своим учителем физики и обучаются в объединении дополнительного образования «Старт в медицину» на оборудовании «Медицинский класс» школы №1995.

Предпрофессиональный экзамен: сложности и преимущества
Одним из обязательных условий реализации проекта «Инженерный, медицинский и академический классы в московской школе» является сдача обучающимися предпрофессионального экзамена. Он состоит из двух частей: теории и практики. Теоретическая часть проходит в виде компьютерного тестирования на площадках МЦКО, где оцениваются межпредметные и метапредметные результаты обучения. Практическая часть демонстрирует знания и навыки в выбранной профессии, умение их использовать. Старшеклассникам предстоит выбрать вуз, на базе которого они будут сдавать практическую часть предпрофессионального экзамена.
Добровольно попробовать свои силы в этих испытаниях может любой московский школьник. Это дает возможность заработать до 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ. Около 20 ведущих вузов Москвы учитывают при поступлении баллы, полученные на предпрофессиональных экзаменах. И порой этот результат является решающим для поступления на выбранное направление. Так, в прошлом году шестнадцать учащихся технологического класса школы №1995 успешно сдали предпрофессиональный экзамен инженерно-конструкторского направления, а 15 учеников школы №15 - итоговое испытание на базе двух ведущих медицинских вузов столицы.
Римма Юсипова, учитель химии, куратор естественно-научного профиля, говорит:
- Когда в 2018 году нашим выпускникам предложили сдать предпрофессиональный экзамен, они выбрали инженерное направление в РНИМУ имени Н.И.Пирогова. Экзамен включал задачи по химии, физике, математике и информатике. Самым сложным, на взгляд школьников, оказалось тестирование на компьютере по теоретической части. Практическую часть большинство сдали успешно, подтвердив свое желание заниматься выбранным делом.
Александр Тришкин, выпускник химико-биологического класса, сейчас студент 1‑го курса РНИМУ имени Н.И.Пирогова, вспоминает:
- В 11‑м классе нам рассказали о возможности сдачи предпрофессионального экзамена, и я, как и многие мои одноклассники, решил, что должен проверить свои возможности. В школе мы готовились к теоретической части по биологии и химии, но оказалось, что основная часть экзаменационных вопросов связана с физикой, и потому я выбрал не медицинское, а инженерное направление. Вначале я растерялся, но потом сосредоточился и понял, что в целом все задания не слишком сложные.
Практические задания не вызвали больших затруднений. Я вспомнил все, чему нас научили преподаватели из РНИМУ имени Н.И.Пирогова. Здесь мне пригодился и мой волонтерский опыт в хирургическом отделении ГКБ №64. Прохождение экзамена подтвердило правильность выбора будущей профессии. Благодаря знаниям, которые я получил, учась в химико-биологическом классе, я смог сдать экзамен с высоким результатом и поступить на бюджетное отделение университета.
В этом году количество участников предпрофессионального экзамена из числа учеников школ МСД №23 значительно увеличилось. Выпускники, выбравшие медицинское, инженерное и академическое направления, будут сдавать экзамен на базе девяти высших учебных заведений. Расширение выбора направлений ставит перед школой новые задачи. И прохождение выпускниками предпрофессионального экзамена является «лакмусовой бумажкой», определяющей, насколько школьная система образования готова дать им старт в профессии.

Анна ШВАРЦ, заместитель директора школы №15;
Василий МАЛЫШЕВ, лидер ученического самоуправления школы №1995