Во время взаимодействия с предметами совершенствуются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Совершенствование психических процессов напрямую связано с готовностью ребенка к обучению, когнитивному и социальному развитию.
Важно помнить, что предметы и игрушки для детей раннего возраста должны быть многофункциональными. При подборе игр и упражнений педагог обязан преследовать поставленные коррекционные цели и задачи, учитывать особенности развития детей раннего возраста, а также руководствоваться основными требованиями - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.
Используя дидактические игры в работе, с одной стороны, педагог организует процесс обучения ребенка, а с другой - является активным участником игры, который может направить ребенка или показать образец поведения. Важно помнить, что дидактические игры служат не только для развития познавательной деятельности, а также для развития коммуникативных способностей и формирования поведения в коллективе.
В основе развития ребенка лежит эмоциональный контакт со взрослым. У детей с особенностями в развитии отсутствует интерес к эмоциональному и социальному взаимодействию, так как они не получают от этого удовольствия. Если для таких детей создать необходимые условия и обучить эффективным способам общения через игру, то мы сможем повысить их вовлеченность в мир вокруг.
Используя одни и те же дидактические игры на занятии, необходимо помнить, что с каждым разом ребенок приобретает новый опыт и постепенно увеличивается его вовлеченность во взаимодействие.
Представленный игровой материал специалисты, а также родители могут использовать как с детьми с нормативным развитием, так и с детьми с особыми образовательными потребностями.
Одной из любимых игр всех детей является игра «Сюрприз в коробке». Для нее вам понадобятся коробка, песок или манка, а также маленькие фигурки любимых героев или любые небольшие предметы. Коробку наполняем песком/манкой и прячем фигурки. Ребенку необходимо погрузить руки в песок/манку и отыскать все спрятанные предметы. Найденные предметы ребенок должен назвать, а если ребенок еще не умеет говорить, то вы называете, что он нашел.
Данную игру хорошо использовать с детьми с расстройствами аутистического спектра, так как, исследуя предметы, ребенок получает различную тактильную информацию, используя осязание, чтобы отличить песок от фигурок. Тактильно насыщенные материалы помогают снизить тактильную гиперчувствительность у ребенка, а также эта игра побуждает ребенка к использованию речи.
Настольная игра «Слоноловкость» состоит из коробки-бассейна, разноцветных шариков и фигурок в виде слоновьего хобота, который необходимо заполнить шариками. Игру «Слоноловкость» хорошо использовать для детей любого возраста и уровнем развития. Можно применять данную игру с детьми с недостаточно развитыми навыками мелкой моторики, так как, совершая простые действия, ребенок видит результат своей деятельности. С помощью игры возможно сформировать навыки счета и сенсорные эталоны.
Применяя эту игру в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, специалист преследует несколько целей. В нее могут играть сразу несколько детей, и это подталкивает ребенка к социальному взаимодействию с другими участниками, а также в игре простые правила, которые помогают снизить фрустрацию. Еще одной целью игры является развитие зрительно-моторной координации в системе «глаз - рука». Для того чтобы ребенок смог поймать шарик, нужна хорошая координация между полученной зрительной информацией и движением рукой.
Многие дети раннего возраста испытывают трудности запоминания, Для преодоления данной проблемой и развития оперативной памяти можно использовать игру «Найди пару», при этом желательно использовать знакомые предметы или картинки для ребенка. Для игры понадобится комплект парных карточек или фигурок. Начать игру можно с двух карточек, по мере совершенствования навыка у ребенка количество пар можно увеличивать. Картинки раскладываются перед ребенком изображением вниз. Задача ребенка найти две одинаковые картинки; педагог должен побуждать ребенка к называнию тех предметов, что тот нашел. Происходит развитие оперативной памяти, ребенок учится следовать правилам, также игра стимулирует его к речевому высказыванию.
Таким образом, правильно подобранные дидактические пособия и игры повышают познавательную активность и мотивацию ребенка на общение, что способствует развитию детей раннего возраста, помогает преодолеть нарушения интеллекта, а также успешно решить задачи социальной адаптации. Дидактическая игра как средство обучения может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях.

Дарья АФАНАСЬЕВА,
учитель-дефектолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы