Осенью 2007 года в Москве были открыты первые семейные детские сады. Они создавались как вариативная форма дошкольного образования с целью поддержки многодетных семей.
В нашей школе №536 уже 11 лет успешно функционируют 18 семейных детских садов, которые посещают 73 воспитанника. И это не только родные дети воспитателей. В такие мини-группы ходят дети из других семей, которые в силу своих индивидуальных особенностей не смогли адаптироваться в массовом саду, но которым необходимо общение и развитие.
Первоначальная организация работы семейного детского сада направлена на введение в профессию нового сотрудника. Для этого маме-педагогу (или папе) предоставляется полный комплект методических рекомендаций по ведению занятий. Специалисты Консультативного центра по поддержке семейных детских садов знакомят родителей с образовательной программой, нормативными документами, инструктивно-методическими материалами, формами, методами и средствами воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, особенностями организации предметно-развивающей среды.
Педагоги и специалисты дошкольного учреждения по мере необходимости консультируют нового воспитателя, помогают накапливать базу дидактических пособий, привлекают к профессиональному общению. Такой подход стимулирует у педагога семейного детского сада потребность в совершенствовании педагогических знаний и умений. И еще один немаловажный фактор: таким образом формируется сам педагогический коллектив - на основе опыта одних преподавателей создается базовое понимание образовательного процесса только что приступивших к своей работе педагогов. Кроме того, воспитанники семейных детских садов имеют возможность пользоваться всей школьной инфраструктурой: музыкальным и спортивным залами, кружками и секциями. Они посещают физкультурные и музыкальные занятия, занятия со специалистами, принимают активное участие в праздниках, досугах и клубных днях.
Семейные детские сады не оторваны от общешкольной жизни, не брошены на самотек, а направлены в профессиональное русло. Это формирует преемственность педагогического процесса. Отметим, что семейные детские сады активно участвуют в городских и международных мероприятиях, фестивалях и проектах. С 2017 года в целях развития международного партнерства школы №536 и расширения культурно-образовательного пространства детства наши семейные сады вступили в проект «Ребенок в мире без границ». За прошедший период педагоги структурных подразделений разработали цикл интегративных занятий и досугов («Детский экспресс в Болгарию», «Занимательная география», «Откуда возникли буквы», «Кремль», «Кукольный сундучок» и т. д.), совместно со своими воспитанниками изготовили лэпбуки «Россия - Болгария», провели открытые занятия для педагогов и директоров детских садов Болгарии.
Методическое сопровождение семейных детских садов направлено на расширение диапазона профессионального общения педагогов, активизацию их творческого потенциала, стимулирование профессионального роста. Они регулярно привлекаются к участию в различных формах методической работы - в проектно-исследовательской деятельности, открытых просмотрах, мастер-классах, в которых активное участие принимают все члены многодетной семьи. Так, стали уже традиционными рождественские вечера, Масленица, музыкальные гостиные, научные опыты, которые проводят семьи сотрудников структурных подразделений.
Сотрудники семейных детских садов и их дети неоднократно становились лауреатами и дипломантами профессиональных конкурсов, ретранслировали свой опыт в различных педагогических интернет-сообществах. Они ведут активную социальную жизнь, помогают детским домам, приютам, участвуют в волонтерских движениях.
Помимо финансовых у мамы - воспитателя семейного детского сада есть еще несколько неоспоримых преимуществ. Ей не приходится разрываться между работой и детьми, нуждающимися во внимании и ласке. У нее не возникает чувство вины, что она мало проводит с ними времени.
У семьи появляется больше возможностей для совместных прогулок, посещения театров, музеев. Ведь в распоряжении мамы не только выходные, в которые, как правило, нужно успеть постирать, приготовить, убрать в квартире на всю следующую неделю, но и будни, когда в парках, на выставках не так многолюдно. К тому же различные социальные организации города Москвы предлагают многодетным семьям самые разнообразные мероприятия и экскурсии на бесплатной или льготной основе, как раз в рабочие дни, чем мы с большим удовольствием пользуемся.
Помимо всех вышеперечисленных практических и бытовых плюсов семейное воспитание, конечно же, привлекает нас своей ориентированностью на детей, на их конкретные нужды. Где, как не в семейном детском саду, можно реализовать индивидуальный подход, учитывая способности и возможности каждого ребенка? Кто, как не мама, лучше поймет состояние своих детей в данный момент и сумеет подстроить весь ход занятия под их конкретные потребности?
Говоря о программе воспитания и обучения в семейном детском саду, хочется отметить, что, опираясь на утвержденные программы, мама-воспитатель имеет возможность подобрать более подходящие ее детям и их интересам методы и подходы. Также образовательная организация регулярно предоставляет возможность пройти курсы повышения квалификации.
Помимо овладения дошкольной программой дети в семейном детском саду получают бесценный опыт жизни в семье. Они делят с ней все дела, заботы и хлопоты, учатся общаться с младшими и старшими, мирно решать конфликты, помогать родителям по дому, готовить. В свое время, когда они будут создавать свои семьи, им, бесспорно, пригодятся все эти практические и социальные навыки.
Семейное воспитание очень сплачивает семью, позволяет поддерживать такие важные и такие хрупкие в современном мире понятия, как брак, семья, дети. Мы с раннего возраста на своем примере стараемся привить своим детям нетленные ценности: любовь, преданность, умение прощать, стремление творить добро. И очень надеемся, что дети, ради которых мы выбрали данную форму образования, вырастут искренними, добрыми и порядочными людьми.

Жанна РОМАНОВА, воспитатель школы №536;
Елена КОЧЕТКОВА, педагог-психолог школы №536;
Татьяна ФЕТИСОВА, воспитатель семейного детского сада школы №536