Для таких детей и родился проект «Эффективная начальная школа». В 15‑й и в 1995‑й он реализуется уже второй год, и мы можем сказать смело, что он оправдывает себя. Уверены, что старту проекта «Эффективная начальная школа» способствовало объединение детских садов и школ в одну образовательную организацию. Занятия и кружки в дошкольных отделениях проводят учителя начальной школы, да и старших профильных классов, реализуя преемственность профильного образования от 3 лет.
Поэтому сложилась вполне логичная ситуация, что детей, которым в 1‑м классе скучно, стало больше, только не путайте с натаскиванием по подготовке к школе, здесь мы имеем в виду развитие и готовность к эффективности освоения программы.
Узнав о старте такого проекта, педагогическая команда нашей школы с радостью включилась в работу, потому что уровень подготовки наших дошкольников достаточно высок и мы нисколько не сомневались, что дети справятся.
Обучение по программе «Эффективная начальная школа» предусматривает разработку индивидуального учебного плана и персонального образовательного маршрута для учащихся первых классов. Подготовленные дошкольники после независимой диагностики психологической готовности к школе идут в первый класс, а со второго полугодия становятся второклассниками. К концу года они заканчивают программу сразу двух лет обучения. Ускоренное обучение для них организуется в рамках разработанной и утвержденной школой основной образовательной программы начального общего образования. Программа обучения в «Эффективной начальной школе» рассчитана на тех детей, которые, приходя в школу, готовы к обучению, хотят и не боятся учиться. Для них процесс освоения новых знаний пойдет быстрее, и у учителя появится возможность рассматривать более сложные задания и упражнения по тому или иному предмету.
В процессе реализации указанного проекта происходит формирование единой команды творческих единомышленников из воспитателей и школьных учителей, нацеленных на общий результат. Инновационность в принципах формирования педагогического коллектива состоит в сочетании единства многообразия, так как при разных подходах, методиках, решениях работает на единую цель, не в одном-единственном предмете, а в многомерных междисциплинарных областях.
Мониторинг качества усвоения учебной программы в рамках «Эффективной начальной школы» проводится при помощи внешней экспертной оценки двумя диагностиками: в декабре и в апреле. Материалы для них разработаны Московским центром качества образования. Если ребенок справляется успешно, то в третьем и четвертом классах он обучается уже в общем режиме, решая более сложные и интересные задачи. У него формируются основные предметные и метапредметные компетенции более высокого уровня. Если же у ребенка возникли трудности, то после первого года обучения без потерь всегда можно вернуться к стандартной модели обучения. В нашей школе все первоклассники успешно справились с диагностикой в конце первого полугодия. Затем за второе полугодие освоили второй класс, подтвердив свои результаты. В третий класс они пришли с желанием продолжать работать в таком же высоком темпе, принимая участие в интересной школьной жизни. За первый год обучения ребята стали активными участниками олимпиад и конкурсов, заняли первое место в городском конкурсе «Безопасная школа: родители - детям» и «Безопасность глазами детей», стали лауреатами конкурса «Духовные скрепы Отечества». С помощью старшеклассников - учеников школьного самоуправления - активно готовили и проводили радиопередачи, посвященные различным памятным датам.
На первоначальном этапе адаптации малыша в первом классе очень важна роль психологической поддержки ребенка и в школе, и в семье. Это особенно важно при обучении в «Эффективной начальной школе». Ведь ребенок не только поменял «среду обитания», привыкает к новым для него условиям, но и получил достаточно высокий темп обучения по сравнению с другими первоклассниками. Сотрудники социально-психологической службы нашей школы сопровождают процесс адаптации первоклассников к обучению, оказывая помощь и детям, и педагогу, и родителям. Конечно, здесь неоценима роль родителей, которые поддерживают ребенка, прислушиваясь к рекомендациям учителя и психолога.
Со стороны родителей проект «Эффективная начальная школа» получил признание и достаточно высокую оценку. Они говорят о том, что дети, обучающиеся в таком классе, имеют стремление к более высокому уровню знаний, они более мотивированы и имеют приоритеты на получение знаний не только в школе, но и в объединениях дополнительного образования. И они все успевают: и учиться, и заниматься доп­образованием, и принимать участие в различных конкурсах.
Безусловно, высокая эффективность обучения достигается путем сочетания уроков, проводимых непосредственно учителем, и занятий с применением ресурсов Московской электронной школы.
Хочется отметить, что ускоренное обучение по проекту «Эффективная начальная школа» проходит успешно для обучающихся, освоивших в полном объеме и на хорошем уровне образовательную программу дошкольного образования и готовых к освоению образовательной программы начального общего образования. Поэтому здесь очень важна роль воспитателя, который закладывает основу для качественного обучения в начальной школе. Впрочем, не только в эффективной. На этапе дошкольного образования результатом работы педагогической команды школы становятся в первую очередь социализация детей, формирование индивидуального для каждого ребенка уровня развития любознательности, активности, самостоятельности, познавательной инициативы, готовности к преодолению ошибок и неудач, поиску решений в новой, нестандартной ситуации, в условиях дефицита информации, а также развитие потребностной сферы, мотивация и вовлечение в самостоятельную познавательную деятельность. Все это создает предпосылки и, самое главное, возможность обучения будущих первоклашек по программе «Эффективная начальная школа». Качество дошкольного образования определяет, каким будет качество образования на последующих уровнях.

Елена САВИНА,
учитель начальных классов школы №15, классный руководитель 3‑го «Э» класса