В каждой из школ МСД №23 работают медиацентры. Ключевой приоритет в работе этих студий - обучение детей операторскому мастерству, видеомонтажу и драматургии экранного повествования. Существует негласное разделение специальностей - технари (операторы, звукооператоры, монтажеры, моушн-дизайнеры) занимаются обеспечением качественного изображения и звука, в то время как авторы (корреспонденты, редакторы, сценаристы, ведущие) отвечают за наполнение созданной технарями аудиовизуальной формы содержанием, смыслом.
В видеостудиях школ ввиду специфики образовательного процесса распределение обязанностей происходит иначе: функция и ее исполнитель не прикреплены друг к другу строго, поскольку дети прежде всего учатся и постигают новое. В первую очередь это касается начинающих учеников, которые, присоединившись к кружку, поочередно осваивают различные направления телевизионной деятельности, пытаясь в индивидуальном порядке выявить собственные предпочтения и ответить себе на вопрос: «Кто я - оператор/монтажер/корреспондент/кто-то другой?»
В видеостудиях МСД №23, имеющих большой опыт работы, таких как студии «Тхия» (школа №1311), «Сова» (школа №554), «121 кадр» (школа №121), «Медиацентр 1995» (школа №1995), более опытные члены видеостудии, уже определившиеся со «специальностью», занимаются в рамках кружка исключительно тем, что представляет для них наибольший профессиональный интерес. Если ученику нравится операторское дело, для него предусмотрено максимальное количество теоретических и практических занятий с видеокамерой. Если школьник хочет в совершенстве освоить монтаж, мы открываем для него расширенные возможности программ для монтажа, таких как Adobe Premiere Pro, FinalCut, Vegas и многих других. Впрочем, и для этой группы занимающихся доступна опция, с которой начинают новички: по согласованию с учителем ребята меняются «специальностями» или совмещают их. В ходе подобных рокировок дети подчас обнаруживают в себе способности, которые прежде были скрыты: мальчик, любивший снимать видео, оставляет камеру и преуспевает в создании графики, а девочка, обычно проводившая время за монтажным столом, вдруг заходит в кадр и становится прекрасным корреспондентом. Такое бывает редко, как правило, дети безошибочно определяют, чем именно им интересно заниматься и на чем хотелось бы сфокусировать внимание. Но все же исключения случаются.
Деятельность студий МСД №23 осуществляется в рамках кружков дополнительного образования. В школе №1311 это «Школьное телевидение» при материально-технической поддержке «Всемирного ОРТ» (World ORT) - крупнейшей международной еврейской образовательной организации, помогающей учебным заведениям по всему миру активно осваивать информационные технологии. В педагогический состав кружка входят специалисты, на протяжении многих лет плодотворно работавшие в документальном кино и на телевидении, преподаватели филологии, истории, информатики, физики, что позволяет компетентно решать поставленные перед видеостудией образовательные задачи. Ребята подробно изучают жанровую специфику современного ТВ. Так, поскольку некоторые универсальные журналистские жанры (репортаж, интервью, очерк) в телевизионном воплощении заметно отличаются от своих радио- или газетных вариантов, задача учителя - максимально доступно объяснить детям нюансы различных подсистем СМИ и уместность использования того или иного тележанра в каждой отдельно взятой ситуации.
Список творческих заданий для ребят, работающих в медиа­пространстве МСД №23, формируется на пересечении двух важнейших интересов - реальных нужд детей в телевизионной практике, с одной стороны, и информационных потребностей школы - с другой. Первый фактор связан с обязанностью педагога превратить теоретические знания учащихся в профессиональные навыки, второй продиктован необходимостью современного столичного образовательного учреждения максимально полно и наиболее наглядно освещать свою жизнь. Таким образом, ребята постигают азы телевизионного мастерства, опираясь на школьную повестку дня: снимают и монтируют отчетные видеосюжеты о праздничных концертах, соревнованиях, необычных уроках, мастер-классах. Родные стены существенно помогают детям в практической деятельности: взять интервью у своего учителя психологически проще, чем у незнакомого прохожего на улице, а организовать съемку в школьном коридоре гораздо легче, чем в Российской государственной библиотеке или Третьяковской галерее.
Видеозадания, выполняемые учащимися, регулярно выкладываются в открытом доступе на официальном YouTube-канале «Медиа23». Там каждую неделю можно увидеть новый ролик, посвященный самым интересным событиям, произошедшим за месяц в четырех школах нашего межрайона, а главной темой является баттл, который проходит по пяти направлениям: социально-гуманитарному, инженерному, медицинскому, социально-экономическому, военно-спортивному. Таким образом, всего за один месяц можно увидеть жизнь всех 17 школ МСД №23. Благодаря этому ребята с детства привыкают к публичному представлению результатов своей деятельности, их сюжеты в любой момент могут увидеть не только друзья и близкие, учителя и одноклассники, но и случайные зрители YouTube, что мотивирует юных операторов, корреспондентов и других членов студии тщательно заботиться о качестве выпускаемых материалов. Мы активно освещаем не только события внутри образовательного комплекса, но и мероприятия районного, городского, всероссийского и международного уровней.
Опыт, получаемый учениками МСД №23 в рамках кружков дополнительного образования «Школьное телевидение», дает им ряд преимуществ. Во-первых, это позволяет им регулярно участвовать, занимать призовые места и побеждать на самых престижных творческих конкурсах. Так, в киностудии «Тхиа» в текущем учебном году ученица 11‑го «Б» класса Анастасия Мясникова стала финалистом Молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания»-2018: ее спортивный репортаж «Международный следж-хоккей» выдержал мощнейшую конкуренцию с телепроектами сверстников со всей страны и вошел в Топ-10 лучших работ в категории Junior. Коллектив «Медиацентра 1995» стал победителем в номинациях «Телеинтервью» и «Видео» в конкурсе школьных медийных проектов «IT-репортер». Кроме того, все 18 заявок видеостудий межрайона успешно преодолели предварительный этап Московского городского конкурса детского и юношеского видеотворчества CinemOn и в ближайшее время поборются за право представлять МСД №23 на следующей стадии.
Получение непосредственного опыта медийных навыков проходит на многих площадках города: клубные дни в МСД №23, события на Московском международном форуме «Город образования», Russian Internet Week-2017 и 2018, Cyber Security Forum-2018, участие в форуме школьных СМИ; журналисты медиалаборатории «СОВА» делали репортажи и прямые включения с мероприятий Департамента информационных технологий города Москвы (ДИТ), площадок WorldSkills Russia-2018 и других мероприятий различных уровней.
Во-вторых, участники кружка могут с выгодой использовать как нематериальные (теоретические и практические знания), так и материальные (готовые видеосюжеты, дипломы тематических фестивалей) результаты своей деятельности при поступлении в высшие учебные заведения. Наши старшеклассники, которые намерены стать абитуриентами таких вузов, как ГИТР, ВГИК, МГУ, уже на стадии вступительных экзаменов (и прежде всего творческого конкурса) будут иметь ряд конкурентных преимуществ перед сверстниками, не получившими подобного опыта в своих школах.
В-третьих, знания, полученные на занятиях в медиацентрах МСД №23, способствуют успешности детей во всех направлениях - социально-гуманитарном, социально-экономическом, медицинском, инженерном, кадетском, поскольку прошедшие курсы видеомонтажа, звукорежиссера, оператора гораздо свободнее владеют и другими компьютерными программами, что облегчает им изучение программирования, прототипирования, моделирования. Они не боятся сложных интерфейсов программ и с большим интересом углубляются в сам процесс. Внимание к деталям детей, занимающихся в медиацентрах межрайона, позволяет более скрупулезно подходить ко всем знаниям, которые они получают. Медицина уже во многом перешла на цифровые стандарты, да и творческий подход в любой профессии приводит к более решительным прорывам в любой области наук. Социально-экономическое направление сложно представить без публичных выступлений, которые отлично проходят у ведущих наших видеостудий.
В-четвертых, навыки, приобретенные в студии, могут быть полезны и для тех ребят, которые не собираются связывать с видео свою дальнейшую учебу и видят в нем лишь интересное хобби. Умелое обращение с камерой, основы работы со светом и звуком, свободное использование монтажных программ, раскрепощенное поведение в кадре - все это дает детям возможность пробовать свои творческие силы за пределами школы и вуза: снимать любительское игровое и документальное кино, заниматься по собственному желанию популярным ныне жанром видеодневников (видеоблогов).
В современном мире общение все больше происходит в Глобальной сети Интернет, посредством различных мессенджеров и социальных сетей. Чаще всего такое общение не блещет корректным общением, а сводится к дрязгам и обоюдному оскорблению. Дети, занимающиеся в медиастудиях, тактичны, их речь грамотна и красочна, темы многогранны. Культура понимания и знания СМИ у наших выпускников на высоком уровне, что позволяет влиться во взрослую жизнь проще и без сильных эмоциональных переживаний.
Студии школ МСД №23 не являются закрытыми сообществами, напротив, двери нашего кружка всегда открыты для тех учеников школы, которым интересно видео. И хотя практическую деятельность ребят трудно назвать в полном смысле слова автономной (создание аудиовизуальных произведений осуществляется под чутким руководством педагогов), обучение детей телевизионному ремеслу осуществляется с максимальной степенью творческой свободы, что позволяет школьникам ощущать себя в достаточной мере взрослыми и самостоятельными людьми, а также развивает в них чувство дисциплинированности и ответственности.

Святослав БИРЮЧИН, руководитель видеостудии «Тхия» школы №1311;
Николай ПРОРЕШНЫЙ, руководитель цента «Медиа23» МСД №23, учитель информационных технологий школы №1995