Включение исследовательской деятельности учащихся в образовательный процесс позволяет дать представление учащимся о взаимосвязи предметов и явлений, научить их самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи и показать, что для множества задач при определенных условиях существуют различные варианты решения.
Наша задача - сформировать у ребенка поисковый стиль мышления, привить интерес к интеллектуальной деятельности и познанию, научить анализировать поступающую информацию. Это позволит нашим выпускникам встраивать новые знания в свою картину мира и уверенно выстраивать свои жизненные траектории в новых условиях.
На семинаре «Развитие исследовательской деятельности учащихся как путь формирования универсальных компетенций» мы говорили об организации образовательного процесса и исследовательских экспедиций и конференций.
Большой интерес у участников семинара вызвали мастер-классы учителей школы №1553 имени В.И.Вернадского по организации исследовательской работы на уроках и в объединениях дополнительного образования по экспериментальной физике, геологии, этнопсихологии, мифологии и семиотике.
- Многие вопросы, которые рассматривались на семинаре, нам помогли в нашей работе, помогли посмотреть на различные проблемы с другой стороны, - говорит Н.В.Чумаченко из школы №1569 «Созвездие».
- Стал более понятен алгоритм построения проектно-исследовательской работы. Получены практические советы взаимодействия учителя и ученика в процессе работы, - отмечает Д.В.Дындова из школы №2089.
- Я посетила мастер-класс по интерпретации текста, - рассказывает Т.В.Стреляева из школы №2089. - Очень понравилась структура урока, по которой строится работа с текстом. Попробовала данную работу провести со своим классом (подобрав материал, соответствующий возрасту учащихся), оказалось сложно, но, я думаю, если такую структуру работы использовать чаще, то результаты не заставят себя долго ждать.
Много положительных откликов получило выступление психолога школы Марины Пискуновой о возможности использования учебных исследовательских работ для профилактики негативных проявлений у подростков.
Гости участвовали в интерактивной игре «Смотреть и видеть - не одно и то же», посетили школьный геолого-минералогический музей, созданный на основе экспонатов, собранных участниками комплексных исследовательских экспедиций и насчитывающий более 1500 образцов. Руководитель музея рассказала о возможности использования экспозиции музея для организации образовательного процесса.
Важно, что регистрацию на мероприятие каждый участник проходит самостоятельно на платформе Московского центра развития кадрового потенциала образования. Удобный интерфейс, хорошо продуманная система оповещения позволяют педагогическим работникам и членам административных команд принимать участие только в тех мероприятиях, которые действительно вызывают у них интерес.

Ольга КАЛАЧИХИНА, директор школы №1553 имени В.И.Вернадского