Мотивация - это движущая сила в достижении цели. Но для того чтобы ребенок стал успешным, это должна быть именно его цель, а не цель педагога или родителя. В этом заключается основная сложность механизма деятельности обучающегося. Преподавателю необходимо выстроить последовательную программу подготовки будущего чемпиона. Педагогический коллектив выступает как команда соавторов и единомышленников: только командная работа может способствовать воспитанию настоящего чемпиона. Мы выработали собственный алгоритм действий для подготовки к соревнованиям. В работе помимо обучающегося участвуют тренер, педагог-психолог, классный руководитель, родители, руководство колледжа, окружение.

Тренер
Ключевая миссия тренера - сформировать у будущего участника соревнований комплекс компетенций. А для этого нужно вести мониторинг динамики того, как он усваивает знания, умения и навыки, и мотивировать студента. Алиса понимала, что тот объем знаний и опыта, которые она получит при изучении документационного обеспечения управления и архивоведения будут ей полезны в дальнейшей профессиональной деятельности. Это и стало основным толчком к изучению компетенции.

Педагог-психолог
Отвечает за эмоциональную стабильность ребенка. Он выявляет особенности развития конкурсанта, создает условия и формирует особый психологический настрой, нацеливает успешность и помогает планировать индивидуальную систему тренировок.

Классный руководитель
Одна из центральных ролей при подготовке ребенка к конкурсу принадлежит классному руководителю. На его плечах организация всего процесса: составление плана занятий с педагогом-психологом и тренером, общение с родителями, выстраивание системы взаимодействия семьи и колледжа и конструктивного сотрудничества между всеми участниками процесса подготовки.

Родители
Конечно, родители участвуют в подготовке и контролируют прохождение всех этапов тренировочного процесса ребенка. Но основное - это создание позитивной и доверительной атмосферы дома. Помимо этого родители взаимодействуют и с колледжем: обсуждают сложные моменты, совместно с преподавателями ищутся пути их решения.

Социальная среда
Именно хорошие отношения в коллективе и поддержка сверстников стимулируют ребенка к дальнейшим победам. После победы Алисы на Московском чемпионате одноклассники встретили ее как героя. Все были рады за нее, поддерживали и помогали настроиться на национальный этап. Сейчас она стала настоящим примером для своих одноклассников. Многие тоже захотели участвовать в конкурсах и побеждать. Победа Алисы стала лучшей мотивацией к хорошей учебе для ее одноклассников.

Управленческая команда колледжа
В процессе подготовки чемпиона важную роль играет и управленческая команда, в чьи задачи входит обеспечение оборудованием, выстраивание системы качества, создание условий для объединения всех людей, принимающих участие в соревнованиях.
Только выстроив правильный алгоритм действий, разработав структуру подготовки, создав команду единомышленников, можно подготовить настоящего лидера. Важнейший ключ к успеху - мотивация. Если он есть у ребенка, то он будет стремиться к покорению всех высот. Но самое главное - не призы и награды, а вера в себя и свои возможности!

Алиса Поправка, 16 лет. Задорная, впечатлительная, справедливая. Любит путешествия. Общительная, с одноклассниками в прекрасных отношениях. Вместе с младшей сестрой помогает маме в цветочном магазине.


- Алиса, сложно ли было подготовиться к чемпионату?
- Сначала мне было страшно, я думала, что не справлюсь с заданиями, которые надо будет решить. Компетенция, в которой я соревновалась, называется «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Это направление изначально было совсем мне не знакомо.
- Как ты настраивалась на сам конкурс?
- Мы общались с педагогом-психологом, она мне помогала. Конечно, огромную поддержку оказали мама и одноклассники. Все за меня переживали!
- Как удалось справиться с волнением на конкурсе?
- Когда участвовала в московском этапе, то очень переживала, но тренер меня успокоила. Она была рядом со мной, и это придавало мне сил. На национальном этапе, как ни удивительно, волнения было меньше. Я уже знала, как будет проходить конкурс. Также мы очень много занимались перед национальным этапом, и я чувствовала, что могу побороться за самые высокие места.
- Что тебе дал этот конкурс?
- Уверенность в себе. До этого я никогда нигде не побеждала. Поэтому думала, что не смогу показать высокий результат. Теперь я понимаю, что если тебя окружают хорошие специалисты своего дела и близкие люди, то можно добиться многого. Также я понимаю, что эти навыки мне могут пригодиться в будущем.

Лада ОСЕТРОВА, технологический колледж №34