Я говорю своим умницам: нужно поставить перед собой цель, готовиться, обязательно посещать дополнительные занятия в школе, на которые стоит приходить с вопросами, возникающими в процессе самоподготовки, читать литературу - как программные произведения, так и то, что интересно самим ученикам.
Не могу сказать, что у меня есть какая-то особая, разработанная мною методика. Большое внимание на протяжении обучения в 10‑11‑х классах уделялось сочинениям, как классным, так и домашним. Для начала мы внимательно изучили критерии оценки, а потом учились писать, подробно обсуждали и анализировали каждую работу. Тестовую же часть мы в основном разбирали на дополнительных занятиях, которые ребята посещали два раза в неделю, длительность занятий составляла 2 часа.
Успех ребят - это не моя личная заслуга. Это результат комплексной и последовательной работы всех моих коллег-учителей, поддержка, которую ребята получают в семье. К успеху трудно прийти в одиночку.
Что касается моей работы, то, во-первых, надо расположить к себе детей, завоевать их доверие, сформировать у них позитивный настрой. Во-вторых, ученик должен поставить перед собой цель - успешно сдать экзамен и получить высший балл. И, в-третьих, должна вестись большая работа по подготовке к экзамену, чтобы выпускники понимали, что только хорошо отработанная программа, знание теоретического материала и дополнительное повышение уровня своих знаний приведут их к успеху. Я же была доступна для них в любое время: во время урока, после уроков и дистанционно.
Немалую роль сыграл и тот факт, что я и сама сдала ЕГЭ в Московском центре качества образования. Это, безусловно, был очень полезный опыт! Вообще для учителя всегда важно суметь поставить себя на место ученика, вместе с ним пройти путь подготовки к экзаменационным испытаниям, понять, какие на этом пути попадаются подводные камни, которые, может быть, и не связаны со знаниями предмета. Сдала я экзамен с вполне достойным результатом, у меня экспертный уровень. Эта информация доступна в публичном пространстве.
Помню волнение, когда мне пришлось давать свой первый урок: это непередаваемые ощущения, когда ты входишь в класс с замиранием сердца, а за тобой внимательно наблюдают ребята, которые не знают, как вести себя с новым для них человеком. И ты тоже не знаешь, потому что важно и уметь расположить их к себе, заинтересовать, и в то же время настроить на работу на уроке и усвоение материала. Конечно, первое время было достаточно сложно. Все приходит с опытом.
Наши школьники активны, любознательны, вместе с тем добросовестны, воспитанны и работоспособны. Сегодня московская школа создает условия для того, чтобы каждый стремился узнавать что-то новое и самосовершенствоваться.
Современный учитель должен быть эрудированным, эмоциональным, требовательным к себе и своим ученикам, справедливым, ну и, безусловно, профессионалом своего дела.

Светлана ДОРОФЕЕВА, учитель русского языка и литературы школы №630

Комментарий

Вера МАКСЯЕВА, выпускница школы №630, сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов:
- Сначала я не поверила своим глазам, когда увидела, что получила 100 баллов, решила, что в системе произошел сбой. Когда же поняла, что это мой настоящий результат, то была безумно рада! Конечно, я очень хотела получить высший балл и шла к этому.
Я повторяла пройденные темы, чтобы убедиться, что хорошо подготовилась к ЕГЭ, и после этого волнение уходило, ведь я была уверена в своих силах.
Итоговые оценки - это не показатель результата последнего года учебы. Все-таки знания накапливаются в течение всей школы. Но, конечно, в 10‑м и 11‑м классах я была максимально собранна, повторяла материал и прорешивала много вариантов ЕГЭ.
Сейчас я учусь в Институте русского языка имени А.С.Пушкина, и это во многом благодаря ста баллам по русскому языку, которые помогли мне попасть на бюджет. Я пока не знаю, кем буду работать после выпуска и как сложится моя жизнь, но надеюсь найти себе место в литературной сфере.
Хотелось бы посоветовать выпускникам: не пренебрегайте подготовкой, но и не зацикливайтесь на одних только экзаменах, потому что это ведет к неизбежному стрессу, который может свести на нет все ваши усилия. Нет ничего страшного в том, чтобы позволить себе отдохнуть и заняться чем-то отвлеченным. Особенно эффективно в такие перерывы читать художественную литературу. Чтение поможет не только расслабиться, но и расширить кругозор. Можно продолжать готовиться к экзаменам, не затрачивая дополнительных усилий и одновременно отдыхая.