Перед системой образования стоит интереснейшая задача - справиться с возрастающей скоростью изменений на основе освоения новых технологий и непрерывного обучения как базы устойчивого личного развития.
Сегодня в московском образовании созданы возможности, чтобы каждый мог оставить свой цифровой след, помогая учащимся и коллегам сделать траектории развития в обучении более эффективными.
Какие технологии применяются в образовательной среде Москвы уже сегодня?

Технология Blockchain
Технология Blockchain лежит в основе известной криптовалюты Bitcoin, но имеет большой потенциал применения во всех областях работы с данными, в том числе и в образовательной сфере. Так, использование высокой степени достоверности данных и невозможности их удаления позволяет снизить регламентированность образования, устранить функции посредников и административные расходы, вследствие чего снижается стоимость обучения при одновременном повышении его качества за счет широкого выбора дистанционных форм и персонифицированного подхода вне зависимости от места проживания обучающихся.
Технология Blockchain позволяет осуществлять достоверный контроль онлайн-взаимодействия преподавателя и учащегося: качество контента, время дистанционного сеанса, состояние качества связи, процесс оплаты занятий и других факторов, что значительно упрощает использование форм дистанционного обучения и расширяет его границы в пределах всей планеты.

Big data
В современном мире появились новые технологические возможности для анализа огромного количества данных, в связи с чем и появился социально-экономический феномен Big data.
В цифровой среде учащиеся в свою очередь создают большие потоки образовательных данных, которые преподавателям открывают возможности для развития новой педагогики на основе их использования. Например, сбор информации об образовательных результатах учащихся, их достижениях, увлечениях и хобби помогает выстраивать индивидуальные образовательные траектории, направлять в профориентации.
На основе информации о паттернах (моделях) поведения учащихся, о востребованности разных видов образовательного контента (по смысловому содержанию и по уровню сложности его представления) можно выстраивать персонифицированный подход к учащимся, повышать их мотивацию к освоению более трудного материала.

Искусственный интеллект
В образовательной сфере искусственный интеллект используется, например, для имитации учебного занятия при подготовке преподавателей, обладающих небольшим опытом практической работы. Виртуальное наличие учащихся - «аватаров», в основе которых используются мимика актеров и паттерны поведения учеников, проработанные для любых видов занятий, позволяет преподавателю увидеть реакцию учащихся на восприятие нового материала, оценить степень его усвоения, нерациональные потери времени и понять влияние других факторов. Такие ситуации в системе можно проигрывать многократно, изучая их запись, что позволяет оптимизировать учебное время и качество проведения занятия в целом.

Елена КРИВОБОРОДОВА,
доктор технических наук, профессор, руководитель проекта «Школа креативного педагога»