Участники проекта
Педагогической команде школы удалось выстроить конструктивное взаимодействие с Московским университетом и академическими институтами, преподаватели и сотрудники которых нашли время и силы подготовить и прочитать лекции для школьников, обеспечить практические занятия и экскурсии в научные лаборатории.
Участники:
- химический факультет МГУ;
- Институт биоорганической химии РАН;
- Институт общей и неорганической химии РАН.

Возможности для школьников
Мы увидели заметный рост учебной мотивации школьников и относим это именно на счет тех особых возможностей, что открывает проект «Академический класс». Прежде всего это уникальная возможность для любознательных учеников впервые «примерить на себя» серьезную науку как род занятий и оценить необходимость учиться по учебным планам и программам углубленного изучения комплекса естественно-научных дисциплин: физики, химии, биологии и математики.

Реализация этого проекта удачно дополнила сложившиеся в нашей школе традиции научных специализаций по выполнению исследовательских работ и организации научных экспедиций.

Включение учащихся в исследования настоящих научных лабораторий с грамотным лекционным сопровождением наглядно продемонстрировало, что система дополнительного образования может и должна работать на высокий уровень знаний по предметам.

Введение в химию для семиклассников
Ученики нашего самого младшего, 7‑го класса, изучают одногодичный пропедевтический курс «Введение в химию», получая дополнительные образовательные возможности за счет освоения содержания и назначения начальных химических понятий в собственном химическом экспериментировании. Что дает детям изучение этого курса?
«Искусство превращения веществ» настоятельно требует от каждого химика отточенного теоретического мышления. Однако химические знания из современного учебника вряд ли сразу станут понятны ученику, который открывает его впервые. Какие вещества и почему попали в научное рассмотрение, откуда взялись самые первые химические представления, зачем записываются химические формулы, каковы «химические законы» и в чем их назначение для решения задач, которые встают перед учеником, пришедшим изучать химию?

Вводный курс позволяет ученику освоить смысл и логику развития химических понятий, ее «узловые точки» в практической работе.

Выполняя в «лаборатории химических загадок» превращения «неизвестных» ему (пока что) веществ, он открывает для себя понятие о химическом элементе, назначение и смысл химической символики и терминологии, возможности проведения нужных реакций. Главной интригой практикума является возможность найти химические формулы и спрогнозировать возможные превращения веществ, не дающих вначале никаких «зацепок» для их распознавания. Обычный школьный учебник для многих становится желанным источником ответов на постоянно возникающие содержательные вопросы.

Включение науки и ее истории в свое мировоззрение, осуществленное через собственную учебную практику, создает благоприятную основу для перехода к систематическому изучению химии.

На протяжении ряда лет многие наши ученики, прошедшие пропедевтический курс, выбирают затем углубленное - в рамках интеграции основного и дополнительного образования - изучение химии в 8‑9‑х классах. Видя результативность нашего пропедевтического курса в обеспечении сознательного выбора химии как области своей предпрофессиональной подготовки, мы, соответственно, рассматриваем его как важный ресурс воспитания ученика, проявившего желание и возможность учиться в классе такого уровня, который можно будет по праву назвать академическим.
Постепенно складывающееся в рамках проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» сотрудничество старшеклассников с ведущими вузами и научными организациями видится нам как весьма перспективное направление реализации линии непрерывного естественно-научного образования, выходящего за рамки общеобразовательной школы. Мы надеемся на его поддержку и содержательное развитие в будущем.

Елена ВЫСОЦКАЯ, Светлана ХРЕБТОВА, учителя химии школы №1553 имени В.И.Вернадского