Продолжилась реализация масштабного проекта «Россия в мире», генеральным спонсором которого является ПАО «Транснефть», в рамках которого прошло множество международных научных конференций, круглых столов, посвященных самым разным историческим темам, изданы публикации неизвестных ранее исторических источников, перевод на русский язык книги М.Бэринга «Что движет Россией», российско-польские учебные пособия по истории, начиная с XIV века, для педагогов средней школы. В 2018 г. была практически завершена работа над совместным российско-польским учебным пособием по истории XX века, книга выйдет в 2019 году. Учитывая очень непростой характер отношений между нашей страной и Польшей в XX столетии, уже сам факт выхода подобной книги можно считать примером успешного преодоления стереотипов и выработки объективных подходов к оценке исторических фактов.
Особо хотелось бы отметить, что продолжающаяся многолетняя, плодотворная совместная деятельность Института всеобщей истории РАН с европейскими научно-исследовательскими центрами является примером «научной дипломатии» - феномена, который приобретает все большее значение в сегодняшнем мире.
Вот уже несколько лет я возглавляю управляющий совет школы №630. И, мне видится, управляющий совет выступает в роли «третейского» судьи. В его состав входят как представители родительской общественности, детского коллектива, педагогического коллектива. Это тот инструмент, который позволяет разрешать разного уровня и разной сложности проблемы. В отличие от родительского комитета управляющий совет состоит из людей авторитетных, профессиональных в самых разных областях, что позволяет привлекать дополнительные ресурсы в школу. Скажем, управляющий совет вправе инициировать и создавать такие комиссии, как комиссии по контролю за качеством питания или производимых ремонтных работ, по вопросам финансовой деятельности. Среди родителей найдутся профессионалы высокого уровня, готовые поделиться опытом в таких сферах и предложить свежие решения подобных проблем.
Школа - слепок общества. Сегодня московская школа стала открытой, она выходит за границы зданий, и это важно - не ограждать учеников от того, что происходит в городе, а включать их в разноплановую деятельность за пределами учебного процесса. Одна из главных функций школы - это воспитание гражданина, патриота. И хотя дети все знают из телевизора и Интернета, я глубоко убежден, что патриотизм и воспитание гражданственности не исключают понимания трудных вопросов, которые были в истории каждой страны. Большое внимание этому уделяется в школе. 11‑классники знают и понимают историю своей страны, ассоциируют себя с ней, соотносят с ней свое мироощущение, понимание своего места в жизни.

Александр ЧУБАРЬЯН, доктор исторических наук, профессор, действительный член РАН, лауреат Государственной премии России, председатель управляющего совета школы №630