На ком «долг»?

- Ответственность за невозврат учебников в библиотеку может быть возложена на нарушителя-ученика и (или) на его родителя (законного представителя). Учитель не может нести материальной ответственности в рассматриваемом случае.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательными организациями бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия.
При этом на основании п. 3 ст. 35 Закона порядок выдачи во временное пользование учебников устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
Очень часто образовательные организации, утверждая свои внутренние положения о пользовании учебниками, включают туда правила, в свое время предписанные письмом Госкомитета СССР по народному образованию от 3.08.1988 №115‑106/14 «О порядке возмещения ущерба за утерянный учебник». В частности, было рекомендовано следующее: «Школьный учебник рассчитан на четырехлетний срок использования, и взимание платы при его утере в десятикратном размере как за художественную литературу, срок службы которой значительно дольше, нельзя считать правильным. Библиотекарям школ разрешается взамен утерянных или испорченных учебников принимать другие книги, необходимые школе, или взимать номинальную стоимость учебника, если он использовался не более одного года. Утерянные учебники списываются в установленном порядке, а школьнику выдается другой - из резерва школьной библиотеки».
Если невозврат учебников нарушает требования, установленные локальными нормативными правовыми актами образовательной организации, то можно применить меры дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление) к обучающемуся в порядке, установленном ст. 43 Закона, либо меры материальной ответственности к родителям (законным представителям), используя положения ст. 44 Закона, предусматривающей обязанность родителей (законных представителей) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, требования ее локальных нормативных актов. Обязанность законного представителя возмещать вред, нанесенный его подопечным или ребенком, в том числе и юридическому лицу, предусмотрена также положениями главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса РФ.
Обязанности и ответственность педагогических работников установлены ст. 48 Закона. Из данного перечня не вытекает обязанность учителей по компенсации школе расходов за не возвращенные учениками учебники.

Больше, чтобы стало меньше

- Существует ли в настоящее время нормативная возможность для деления учащихся класса на уроках иностранного языка на подгруппы, если число учеников превышает 20 человек?

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015, закрепляет предельную наполняемость классов - 25 человек. Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек (пункты 18, 22). Иные действующие нормативно-правовые документы, включая Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821‑10), не закрепляют условия деления классов на группы при проведении занятий, если число учеников превышает 20 человек.
Отсутствие нормативно-правовых актов нельзя рассматривать как запрет такого деления. Деление классов на группы как организационно-педагогическое условие обучения может включаться в образовательные программы, которые согласно части 7 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разрабатываются образовательными организациями самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В действующих федеральных государственных образовательных стандартах по уровням общего образования содержатся лишь общие положения о создании необходимых условий для освоения каждым обучающимся образовательной программы.
Таким образом, деление классов на группы при реализации основных общеобразовательных программ возможно в соответствии с образовательной программой, утверждаемой образовательной организацией, при наличии необходимых финансовых ресурсов.

В заместители!

- Имеет ли право заместитель директора школы работать без аттестации, если он до этого не имел педагогического образования и никогда не проходил аттестацию?

- Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н утверждены Квалификационные характеристики должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС).
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС содержит требования к квалификации по должности «заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения»: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Как видим, требование о наличии педагогического образования необязательное, достаточно иметь и высшее профессиональное образование по вышеуказанным направлениям подготовки.
Приказом Минобрнауки РФ от 7.04.2014 №276 утвержден Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Порядок аттестации), который согласно пункту 1 применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утверждена постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 №678). Должности же руководителей организаций и их заместителей поименованы в разделе II названной номенклатуры должностей.
Письмом Минобрнауки РФ от 3.12.2014 №08‑1933 направлены разъяснения по применению Порядка аттестации, в которых при ответе на подобный вопрос, в частности, отмечено следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (в законе речь идет и о вновь назначаемых, и о действующих руководителях) проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой организации.
Аттестация заместителей руководителей организаций Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена.
В то же время, если основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с заместителями руководителей организаций является п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), то порядок ее проведения может быть установлен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ч 2 ст. 81 ТК РФ).
В случае если руководители организаций, заместители руководителей наряду с основной работой, определенной трудовым договором, одновременно замещают должности учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, то они по желанию могут проходить аттестацию в соответствии с Порядком аттестации, обратившись с заявлением в соответствующую аттестационную комиссию о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории по должности учителя, педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя.

Закон сохранения

- В каких случаях возможно снижение зафиксированной в трудовом договоре учебной нагрузки учителя?

- Пунктами 1.5 и 1.6 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее - приказ №1601) установлены ограничения по изменению установленного педагогическим работникам (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава) объема учебной нагрузки в сторону ее снижения по инициативе работодателя.
Из указанных положений следует, что основанием для изменения объема учебной нагрузки в сторону ее снижения по инициативе работодателя могут являться только случаи, связанные с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).
При этом указанные основания применяются работодателем для снижения педагогическим работникам установленного объема учебной нагрузки, который может повлиять на размер их заработной платы, после соблюдения процедуры уведомления не менее чем за два месяца:
- в текущем учебном году - только в отношении педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения 1 к приказу №1601 (учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным); преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта; педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования; тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта; логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания; учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций; преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы);
- на следующий учебный год - в отношении всех педагогических работников, указанных в пункте 2.8 (подпунктах 2.8.1 и 2.8.2) приложения 1 к приказу №1601.
Неприменение оснований для снижения установленного объема учебной нагрузки в текущем учебном году по инициативе работодателя в отношении педагогических работников, указанных в пункте 2.8.2 (преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств и по основным программам профессионального обучения), обусловлено тем, что в соответствии с пунктом 4.7 приложения 2 к приказу №1601 до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, указанным преподавателям выплачивается средняя месячная заработная плата, которая определяется на начало учебного года.
В остальных случаях в соответствии с пунктом 1.7 приложения 2 к приказу №1601 временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме.
Согласно пункту 1.8 приложения 2 к приказу №1601 об изменении объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.
Учитывая, что о предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных с учебной нагрузкой, а также о причинах, их вызвавших, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, определение объема учебной нагрузки на новый учебный год осуществляется до ухода педагогических работников в отпуск.