Если обратиться к истокам, то вначале было слово - автобиографическая книга уроженца Северной Африки Абделя Селлу «Ты изменил мою жизнь». Это рассказ о том, как мальчик из бедствующей алжирской семьи в четырехлетнем возрасте был отправлен в Париж к обосновавшимся там дальним родственникам - тоже, увы, небогатым. Впрочем, бедность недолго тяготила Абделя: он довольно рано понял, как может иметь все, что ему нужно. В младших классах его за проказы выгоняли с уроков, и он в раздевалке обчищал карманы других учеников. К 12 годам он стал опытным вымогателем, наводившим страх не только на одноклассников, но и на ребят постарше, позже стал успешно промышлять воровством на улицах. Его родные отец и мать были далеко, приемные родители, люди очень мягкие, не могли влиять на него, казалось, что у парнишки с его энергией и стремлением к свободе один только путь - за решетку.
Все изменила встреча молодого алжирца с богатым французским аристократом Филиппом Поццо ди Борго, ставшим инвалидом в результате неудачного полета на параплане. Филипп поверил в парня и нанял его на работу, а после помог переосмыслить жизнь, заставил задуматься о том, что важно для каждого человека.
В чем особенность книги? Одно дело, если бы автор рассказывал о себе как о несчастном, который пробивается через препятствия к свету, терпя раз за разом поражения. Но нет, он честен - описывает себя юного лентяем, авантюристом и вором, не желавшим начать нормальную жизнь, хотя было немало людей, готовых помочь ему в этом, - те же приемные родители. Он не хотел ничего менять, полагая: все, что он делает, правильно. Именно поэтому таким важным оказалось знакомство с Филиппом, сумевшим изменить его мировоззрение. Поццо ди Борго в свою очередь благодаря новому другу пережил потрясающие эмоции, получил впечатления, на которые он, будучи прикованным к инвалидному креслу, уже и не рассчитывал.
Такая история не могла не ожить на экране: режиссеры Оливье Накаш и Эрик Толедано сняли восемь лет назад фильм «1+1» с Франсуа Клюзе и Омаром Си в главных ролях, который полюбился миллионам зрителей во всем мире.
Американские продюсеры Джейсон Блюменталь, Тодд Блэк и Стив Тиш, по их словам, тогда пришли в восторг от сюжета, восхищения не скрывал и режиссер Нил Бергер, который примерно в то же время выпустил свой успешный фантастический триллер «Области тьмы». Но голливудская версия замышлялась всеми ими как картина, лучше и полнее раскрывающая характеры героев, делающая их более близкими англоязычному зрителю.
В американской истории сюжетная канва сохранена практически полностью - за исключением нескольких моментов. Парализованный нью-йоркский миллионер-инвестор Филипп Лакасс (Брайан Крэнстон), увидев в своей приемной безработного Делла Скотта (Кевин Харт), вышедшего из тюрьмы по УДО, решает, что именно он будет его сиделкой. Удивлению помощницы Лакасса Ивонн (Николь Кидман) нет предела, но ее босс твердо стоит на своем. Так начинается дружба людей, казалось бы, разных, но одинаковых в своей отверженности обществом. Филипп в стане изгоев по причине болезни, Делл - из-за низкого социального статуса. Но со временем каждый из них начинает благотворно влиять на другого и менять его взгляды на мир, а значит, изменять жизнь. Например, Лакасс ненавязчиво способствует сближению Скотта с близкими, а взамен получает восторг от автогонок по ночному Парижу или от тайно выкуренного «косячка». Надо сказать, что Крэнстон и Харт здесь в обаянии и актерском мастерстве не уступают французским коллегам.
Если сравнивать в целом ремейк с оригиналом, то почти сразу же становится понятно: «1+1» сохранил месседж книги о самодовольном разгильдяе, которого поначалу не смущает его образ жизни. Герой Омара Си на вид моложе, у него более отвязные пластика и энергетика. Персонаж Харта более страдающий, отчасти жертва обстоятельств. Он постарше, у него меньше хулиганского блеска в глазах. Зато он привносит в историю больше драматичности и заставляет серьезнее задуматься о том, как же важно, чтобы в твоей жизни появился человек, способный изменить тебя к лучшему.
Трансформирована в фильме Бергера и романтическая линия; надо признать, этот вариант действительно более, скажем так, американский в силу прагматичности.
К счастью, «1+1»: Голливудская история» сохранила искрометный юмор оригинала. Ее авторы наверняка понимали: половина успеха французской картины в том, что ее герои шутят даже тогда, когда им хочется сдержанно, по-мужски, заплакать.