В начале этой небольшой обзорной статьи хотелось бы несколько слов сказать о самой выставке как о предмете учебно-педагогического процесса в художественном образовании. Любая выставка вне зависимости от ее масштаба - это большое и важное событие. Один лишь факт участия в выставке - это уже высокая оценка и признание художественной ценности работы. Выставка и есть то особое место, где незаметно вырабатываются критерии художественной оценки.
Экспозиция выставки является произведением искусства и требует к себе серьезного отношения. Имея огромный опыт по созданию экспозиций детского художественного творчества, скажу прямо, что не каждый может грамотно подойти к этому вопросу. То есть не просто развесить картинки, а именно создать выставочное пространство из разных, порой не соединимых элементов. Талант дизайнера выставки - это особый дар и чутье, замешанные на большом опыте и, главное, бескорыстной любви к искусству. Любая экспозиция выставки - дело живое, и каждый раз, заканчивая экспозицию, понимаешь, что ты создал лишь один из множества возможных вариантов. Любой настоящий создатель выставки буквально упоен экспозиционным процессом, и бывает, что от полной растерянности перед неразобранным валом произведений искусства доходит до полного ликования от того, что выставка получилась как законченная, целостная композиция, где каждая вещь нашла свое место, где ни одно произведение не мешает, а, напротив, помогает, поддерживает соседнее, где зрителю интересно и уютно гулять в пространстве выставки, наслаждаясь произведениями искусства, рассматривая их.
Все элементы по созданию выставки «взрослого искусства» также присутствуют и на выставке детских работ, только создать удачную выставку детских работ чаще бывает еще труднее. Выставка детского творчества в последнее время мероприятие довольно частое. Связано это не только с большой конкурсной работой, проводимой по всей стране. Надо отметить, что обилие высокохудожественных детских работ - это плод внедрения в школьную программу педагогической концепции академика Бориса Неменского, которая совершенно по-новому посмотрела на предмет «Изобразительное искусство», ранее называемый рисованием. Дело, конечно, не только в названии. Предмет «Изобразительное искусство» стал по-настоящему творческим, раскрывающим способности ребенка к визуализации образов, фантазированию в сочетании с подлинной изобразительной грамотностью. Умение видеть жизнь во всех ее проявлениях, анализировать увиденное и, главное, творчески высказаться по этому поводу - вот чему учат детей учителя, преподающие по программе академика Бориса  Неменского. Хочется отметить и другой важный аспект программы. Особое место в ней отводится пониманию профессии художника, а точнее, целой большой группы профессий людей, создающих всю так называемую вторую природу, весь материальный мир вокруг нас. Безусловно, такой важный учебный предмет, включающий в себя языки всех визуальных пространственных искусств, существующих в современном мире, невероятно сильно и благотворно влияет на творческое мышление ребенка, раскрывает его творческий потенциал, заставляет видеть, анализировать, создавать!
В настоящее время мы можем констатировать, что детское творчество в изобразительном искусстве в лучших своих проявлениях поднимается до высот подлинного искусства. Вся конкурсная работа, проводимая в Управлении НХО (ЦНХО), наглядно свидетельствует, как талантливы наши дети, как много они могут, как много хорошего заложено в них учителями.
Любая выставка - это фасадная, парадная часть огромного творческого процесса. Как сейчас говорят, презентация. Чтобы выставка состоялась, необходимо подходящее выставочное пространство, при этом выставки можно делать самые разные и в самых неожиданных местах (сейчас искусство стремится выйти за пределы традиционных залов на улицы городов, в магазины, в метро и т. д.). Безусловно, нужна хорошая, гармоничная экспозиция, дизайнерское решение выставки. Но главное - это, конечно, качество самих работ. Какова цель выставки? Кому это будет интересно? Почему и где мы выставляем те или иные работы? Все это важные и нужные вопросы, которые решают устроители выставок.
При создании выставки нет случайных элементов. Ведь выставка имеет, кроме всего прочего, и огромное эстетическое и воспитательное значение. Поэтому продумывается в комплексе каждая деталь, в том числе единообразие этикеток, яркая и привлекательная афиша, пояснительные тексты и аннотации.
Особо хочется остановиться на вопросе оформления, подачи художественных работ. И тут вкус и общая культура играют огромную роль. Призываю всех: ходите в музеи, изучайте экспозиции, размышляйте над увиденными работами и их оформлением! В разное время оформлению художественных работ придавалась разная направленность. Определялось это в первую очередь стилем, господствовавшим в ту или иную эпоху, интерьером, в котором предполагалось выставлять произведение искусства. Мы знаем примеры богатых резных золоченых рам эпохи барокко или более строгих рам стиля классицизма, ими занимались отдельные, часто выдающиеся резчики по дереву. Особого вкуса и интеллигентности требует оформление графики. Здесь процесс подбора сочетания цвета и размеров рамы, паспарту и самой работы занимает немало времени. Ни один уважающий себя художник не выставит свою работу неоформленной, ни один выставочный зал или музей не возьмет плохо, безвкусно оформленную работу в экспозицию. По этому поводу мне вспоминается одно место из «Блокадной книги» Д.Гранина и А.Адамовича. Там описывается, как в Ленинграде перед блокадой из Государственного Эрмитажа были вывезены полотна великих художников, а пустые рамы были оставлены на своих местах. Это было сделано для того, чтобы потом, после освобождения города, по рамам можно было восстановить экспозицию залов. Так вот, по этим залам с пустыми рамами водились экскурсии, и искусствоведы рассказывали о тех картинах, которые экспонировались здесь в мирное время. Этот факт говорит о многом. Во-первых, конечно, о несгибаемой воле и вере в победу героического города. Но и о том, что рама и картина должны существовать не случайно, а находиться в особом гармоничном ансамбле, дополняя и помогая друг другу. Оформление художественных работ имеет не только эстетическое, но и важное охранное значение. Рама оберегает и защищает работу, что важно при транспортировке, хранении и всевозможных передвижениях работы в процессе создания экспозиции.
Почему я уделяю так много внимания вопросам экспонирования и оформления художественных работ в статье, посвященной в первую очередь выставочной деятельности, связанной с детским творчеством? Для меня ответ очевиден. Все эти важные вопросы всегда встают перед нами в период создания любой детской выставки. Хорошая детская работа, грамотно, со вкусом оформленная, выглядит совсем по-иному, чем просто листок бумаги с детским рисунком. Она приобретает значимость и выставочный вид. А это важно, если мы хотим показать детское творчество, продемонстрировать его как уникальное произведение искусства. К сожалению, не все коллеги, и в первую очередь учителя, понимают это. А часто на вопросы подачи работы не остается ни сил, ни времени. Дорогие друзья, это недопустимо! Как горько бывает видеть детские работы, кое-как оформленные и кое-как повешенные. Такие горе-выставки только отталкивают от детского творчества и принижают его.
Какие же основные ошибки приходится наблюдать при создании детских выставок? Часто педагоги совершенно не понимают спе­цифику подачи детских работ на выставке. Например, детская работа может быть оформлена в «богатую» золоченую раму. Посмотрите и почувствуйте, какой диссонанс возникает в этом сочетании, как чужды друг другу рама и работа. Другой пример, он обратный: прекрасная детская работа криво наклеена на какую-нибудь выгнутую цветную картонку, сбоку криво приклеена этикетка с от руки написанными словами и со следами клея! Сколько в этом неуважения к детскому труду! Работы на детской выставке не могут висеть как попало. Необходимо соблюдать ритм, чередование работ, уровень развески. Исходить надо из специфики выставки. Конкурсные работы, как правило, выполняются в одном формате. Мы намеренно оформляем их в скромные, простые рамы с белым паспарту и вывешиваем, чередуя горизонтальные и вертикальные работы, иногда в два ряда. Почему сложилась такая традиция? На выставке представлены работы победителей конкурса. Все они равно значимы и интересны. Мы и не выделяем кого-то, не обижаем других. По этому принципу делаются экспозиции выставки победителей Московского конкурса детского рисунка им. Нади Рушевой, Международного конкурса детского рисунка «Через искусство к жизни», Московской олимпиады по изобразительному искусству и олимпиады для обучающихся начальных классов «Изображение и слово».
Бывают очень сложные выставки детского творчества. В стенах нашего выставочного зала ежегодно вот уже более десяти лет проходит итоговая выставка конкурса выставочных художественных проектов. Это самая большая и самая разнообразная выставка. Чего здесь только не представлено! Все жанры, все виды визуальных искусств! Все самое интересное и ценное, что делают наши дети под руководством своих педагогов. Выставка эта особая, она показывает срез всех возможных художественных направлений в современной школе и является настоящей художественно-педагогической лабораторией для педагогов, методистов и всех интересующихся вопросами детского творчества. Не скрою, что для нашего коллектива создание такой выставки - это непростая задача. Только над созданием экспозиции приходится потрудиться не один день, а часто и не одну неделю. Соединить все, что может создать фантазия ребенка, все материалы, все самые неожиданные талантливые высказывания. Да, это непросто!
Хорошей традицией нашего выставочного зала стала работа по созданию выставок, представляющих художественные школы города Москвы. Каждая ДХШ имеет свои особенности, свою специфику, историю и традиции. Надо отметить, что трудятся в них прекрасные художники-педагоги, преданные своему делу. Нередко такие выставки сочетают экспонирование дипломных работ учащихся и работы их учителей. Как правило, мы выделяем отдельный зал для работ преподавателей. Выставки детских художественных школ имеют огромное образовательное значение, они демонстрируют работы юных художников и профессионалов, выполненные в разных художественных техниках и материалах.
Другой важной гранью нашей деятельности является устроение выставок педагогов-художников. Как говорит наш руководитель академик Борис Неменский, «педагог изобразительного искусства должен обязательно сам работать как художник». И как ни сложно современному учителю, как ни мало остается у него свободного времени, но он всегда найдет силы на личное творчество, на творческую поездку на пленэр.
Помимо выставок, проводимых в нашем выставочном зале, мы регулярно проводим и так называемые внешние передвижные выставки, то есть выставки на различных площадках города. Такие выставки проводятся с целью популяризации детского искусства и деятельности УНХО. Как правило, они имеют огромный успех. Всего за год нам удается провести более двадцати различных выставок.
Интерес к нашим выставкам был всегда огромен и за пределами Москвы. Это привело к созданию виртуального музея в пространстве Интернета. И несмотря на то что ничто не заменит живой экспозиции, общения с подлинным произведением искусства, виртуальное пространство позволяет ознакомить с детскими работами гораздо большее количество желающих. Адрес Виртуального музея «Школа Неменского»: shkola-nemenskogo.ru.  Также его можно посмотреть на сайте cnho.ru.
В заключение хочется отметить, что выставка - это и особое пространство для размышления над творчеством, над проблемами, волнующими нас в жизни. Это праздник для участников, их друзей и родных, для всех любящих искусство. Это прекрасная площадка для творческих встреч, проведения мастер-классов, круг­лых столов по обмену опытом. Торжественное открытие, награждение участников, все мероприятия, проводимые на выставке, экскурсионная работа должны быть заранее продуманы и грамотно осуществлены.
Дорогие друзья, в этой статье я поделился своим видением проблемы экспонирования детских художественных работ на примере деятельности выставочного зала Управления непрерывного художественного образования МЦРКПО. Я и мои коллеги хотим пожелать вам больших творческих успехов в организации детских выставок. Устраивайте выставки в своих учебных заведениях, участвуйте в наших выставках! А главное - продолжайте учиться и относитесь к выставочной деятельности с любовью и пониманием.

​Александр ВОЛКОВ, начальник отдела по организации музейной и конкурсной работы Управления непрерывного художественного образования МЦРКПО