В этой школе все настроено на волну восприятия образования не только как трудоемкого процесса познания, но и как праздника. В Петербурге эта школа уже давно на слуху, как, впрочем, и во многих регионах России. Ну а если кто еще не успел познакомиться, то милости просим - академическая гимназия №56, абсолютный победитель конкурса «Успешная школа»-2018.
Брать интервью у председателя совета гимназии народного учителя России Майи Пильдес, возглавлявшей школу 28 лет, и у нынешнего директора гимназии заслуженного учителя РФ Сергея Данилова одно удовольствие. Прекрасный русский язык, яркие образы, интересные истории. Как жемчужины, они нанизываются на линию жизни школы и тех, кто ее создавал, творил, развивал. Это ожерелье оригинально. Повторить его невозможно, но узнать, понять и, может, через это определить свой собственный путь полезно и нужно. Предоставим слово нашим героям. Им есть чем поделиться с коллегами.

Майя ПИЛЬДЕС:
- Конкурс «Успешная школа» был придуман как будто для нашей школы, потому что когда мы в 1990 году собрались и начали строить школу, то сошлись на общей идее, которую назвали «педагогика успеха». Идея очень простая: не надо бороться с недостатками, надо развивать достоинства во всем. Борьба с недостатками - это путь в никуда. Это как у Змея Горыныча: одну голову срубил, а выросли три. Нужно стараться видеть лучшее в твоей жизни и стараться развивать достоинства в учителях, в детях, в людях вообще и в организации в целом. Этот путь оказался продуктивным. Все, что здесь придумано и живет в течение всех этих лет, было определено в этой концепции.
Почему мы к ней пришли? Одно время мы все увлекались Дейлом Карнеги и благодаря этому открывали новые установки. Например, хочешь завоевать друзей - будь успешным. В советской идеологии в любом докладе было главным показать недостатки. Я была назначена в школу директором, где были одни недостатки. Школа была восьмилетняя, стены внутри были покрашены в темно-синий цвет, 30 детей состояли на учете в детской комнате милиции. Впору лечь и умереть. Но здесь было много хороших учителей. Со мной в школу пришла моя команда - Сережа Данилов, Миша Шелагин, Ира Филь. Мы познакомились с замечательным педагогом, ученым Еленой Ивановной Казаковой. И нам нужно было изменить то, что мы увидели.
Я такой человек - люблю праздник. Ждать праздника снаружи не обязательно, нужно делать так, чтобы он пришел изнутри. Когда-то я придумала такое определение - «эмоционально привлекательная среда», и люди должны были попасть в такую среду. Она начинается с цвета стен и пола в школе, с белых дверей в классы, со света. Когда люди пришли после летнего отпуска в здание на Пудожской улице (старое здание гимназии располагалось там), то отклик на перемены у них был потрясающий. Помню, пожилая учительница Татьяна Федоровна, увидев люстры, отраженные в зеркалах холла, заплакала.
Что меня вело тогда? Какая-то внутренняя убежденность, что именно так и нужно. Хотя, по сути, я очень сомневающийся человек. Однако если приняла решение и поняла, что это правильно, то с пути уже не сверну. К тому же у меня были очень правильные советчики - Сережа, Миша, Ира, которые меня поддержали. Да, школу делает команда, но решение принимает тот, кто несет за него ответственность. На конкурсе нужно было представить 10 правил успешной школы, и одно из них: ничего не обсуждается, после того как принимается решение. Я это вычитала в правилах театра «Ленком» Марка Захарова. На худсовете можно обсуждать все что угодно, но потом молчок. Решение принимает директор, но кто мне запрещает советоваться с людьми?
Еще одно правило, которое я вывела из своего личного жизненного и управленческого опыта и которое теперь является нашим общим девизом: безвыходных ситуаций не бывает. Новое здание школы начали строить в 1991 году. В стране было глобальное политическое и экономическое потрясение, практически ничего невозможно было достать. Но школе нужна была новая мебель, и я пошла к директору ближайшей мебельной фабрики. Выслушав просьбу, он посмотрел на меня, как на умалишенную, и… дал шесть комплектов стенки. Была ситуация, когда из старого здания на Пудожской улице нужно было убрать газ. Но отключение от газа означало закрытие столовой, потому что не было кабеля для увеличения мощности электричества. Где взять? Еду с мужем в метро и вдруг вижу на стене тоннеля кабель. И в августе 1991 года, когда люди ехали на митинг, я ехала на станцию метро «Пушкинская», потому что там располагалось руководство Метростроя. Пробилась к директору Вадиму Александрову, и он выделил две катушки кабеля. Безвозмездно! И так было всегда. Бесконечно нужно было что-то преодолевать. Но я за школу была горой, это была семья, которую нельзя было бросить, предать, подвести.
Я очень люблю выражение, правда, не знаю, кому оно принадлежит: «Не могу живет на улице Не хочу». Ничего невозможного нет, когда ты любишь свое дело. Я не занимаюсь делом, которое не люблю и не умею. Это счастье моей жизни. Под эту внутреннюю установку подтягиваются люди. Я сама заражаюсь и заражаю других. Вот в первый раз поехала в круиз, думала, только для миллионеров, но оказалось, что нет. Теперь 80 человек из школы едут в круиз в следующем году. Также открыла для себя Петергоф, буквально очаровавшись его директором - прекраснейшим искусствоведом и культурологом Еленой Яковлевной Кальницкой. Теперь мы всей школой просто нырнули в этот проект. Какие там удивительные люди работают!
Что для меня успешная школа? Это школа счастливых людей, счастливых детей и учителей. А что такое счастье? Счастье - это здоровье и благополучие самых близких людей. Их не так много, но и не так мало. Счастье - это удовлетворение от достижения поставленных целей.
Есть ли у меня ощущение, что для коллег, так же как для меня, школа тоже семья? Да, для большинства. Наша Анастасия Комарова, лауреат конкурса «Учитель года России»-2007, в видео, представленном на конкурс, сказала такую вещь о школе, об учителях: «Здесь успех каждого воспринимается как общий успех». Это большая редкость в педагогической среде, потому что конкуренция большая, но у нас много возможностей аплодировать учителю, и мы их успешно используем. Этих аплодисментов хватает на всех, кто их заслуживает. Потому что главная задача администрации школы - предоставить «подиум», для того чтобы учитель мог себя показать, дать возможность блеснуть человеку. Я радуюсь за успех каждого. Платье купили, в отпуск поехали - радуюсь. Несчастье случилось - подставим плечо. Это важно, создавать успех не только для детей, но и для учителей. Ведь еще один секрет успешной школы заключается в том, что счастливого ребенка может воспитать только счастливый учитель. Щедрого - только щедрый. Никогда злой человек не может воспитать доброго человека.
В успешной школе есть основы, от которых нельзя отказываться. Мы так и делаем. Сережа написал когда-то стихи к церемонии «Звездный час», когда мы чествуем учителей, и этому церемониалу уже почти 30 лет. Почти 30 лет церемониалу посвящения в гимназисты, вручения «Золотых бобров». Школа состоит из постоянных аплодисментов. Любое детское учреждение должно быть наполнено улыбками и радостью. Чтобы хорошо учиться, учиться нужно весело. Не нужно прорабатывать двоечников, нужно искать, в чем они отличники. Мы развиваем достоинства, поэтому в школе престижно хорошо учиться, престижно хорошо петь, танцевать, рисовать.
Сергей ДАНИЛОВ:
- Один из моих критериев успешной школы состоит в том, чтобы мне лично там было интересно. Я считаю, что это одна из основополагающих вещей. Может, в чем-то моя оценка методически неверна, но если мне на уроке интересно, то это хороший урок. Не важно, на какую тему. Особенно если это открытый урок. Потому что человек, замахиваясь на публичное представление опыта, должен понимать, что придут взрослые люди и им тоже должно быть интересно узнавать о том, что они видят. Так что успешность школы определяется тем, насколько людям, работающим в ней, интересно там находиться. Мы об этом говорили на заре создания школы. Тогда в объективе была детоцентристская модель, и мы все время напоминали, не вступая с этим в антагонизм, что если взрослому человеку не будет интересно, то ребенку не будет интересно никогда либо этот интерес будет лежать в другом поле, скорее всего, не образовательном.
Должна ли школа быть многообразной, чтобы быть интересной всем? Есть такое понятие, как мейнстрим. Это некое основное направление движения, и когда я говорю про интерес, то он попадает в это основное направление. Мой интерес не может быть отличен от интереса коллег и ребят, которые здесь находятся. Если мы будем преследовать разные интересы, то тогда не будет успеха. Вообще в школе люди работают не за деньги, а за интерес. От получения зарплаты качество работы учителя не зависит. Деньги, конечно, нужны, но не это является определяющим в данной профессии.
Если говорить о конкурсе, то у нас завязались знакомства, появились друзья, и хочется верить, что мы еще не единожды встретимся, потому что есть что-то, в чем совпадали, и что-то, о чем можно было бы поспорить. Может, есть пути развития, о которых мы пока не догадываемся и нам могли бы их подсказать? Конкурс ценен тем, что можно на одной площадке собрать не самые плохие школы нашей страны, которым есть чем обменяться. И мы уже на перспективу подумали, может, нам пригласить к себе школы, которые были на конкурсе и в предыдущие годы? Может, в этом лишнем разе и есть смысл проведения подобного конкурса? Потому что для школы важнее всего то, что происходит до того и после того. Это и анализ, и осмысление, а конкурс выступает катализатором происходящего.
Нам часто задают вопрос: «Вы добились многого, а что дальше?» А дальше нужно искать там, где еще никого нет. Нужно постоянно быть в авангарде. Сложно шагнуть вперед, потому что трудно уйти от отработанной системы, тем более когда она дает прекрасные результаты. Главный вопрос при этом: а зачем? Но это ловушка. Если не искать новых путей, то в отработанной системе все равно закоснеешь. Поэтому важно совместить традиции и инновации, сделать из этого симбиоз. Попытаться на своей линии жизни продержать то, что действительно работает, но при этом развивать новое, потому что, если не развивать, лучшее погибнет еще при твоей жизни. И тогда нет страшнее драмы, чем рыдать на руинах собственного творения.

Санкт-Петербург