Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член центрального штаба ОНФ:
- Сокращать меры социальной поддержки учителей нельзя. В этом вопросе нужна последовательная политика. Создается ощущение, что основной принцип, которым руководствуются инициаторы подобных предложений, - «здесь убавим, там прибавим». Реального повышения заработной платы, которое выводило бы качество жизни сельских учителей на принципиально иной уровень, в большинстве регионов мы не наблюдаем. Сведения об уровне своих доходов, которые приводили учителя в опросе Общероссийского народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования» в 2018 году, отличаются от данных официальной статистики в меньшую сторону. Сельские педагоги отмечают необходимость брать высокую нагрузку для нормального заработка, мизерную зарплату молодых учителей без стажа и категории, невозможность покупать лекарства на выплачиваемое жалованье.
Учителей в селах и без того катастрофически не хватает. В ходе мониторинга ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» больше половины опрошенных учителей из сельской местности сообщили о нехватке в их школах педагогов. Сокращение мер социальной поддержки может привести к тому, что мы столкнемся с еще большим дефицитом педагогических кадров.
Инициатива при этом лишена и «оптимизационного» смысла. Компенсационные выплаты за коммунальные услуги сегодня учитываются при расчете официальной заработной платы работников. Он станет ниже, и регионам все равно придется изыскивать эти средства, чтобы выправить ситуацию. Опыты над учителями пора прекратить, а усилия нужно направить на повышение заработной платы в социальной сфере.

Татьяна КЛЯЧКО, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук:
- Вопрос не в том, как относиться к данной инициативе. Вопрос, почему она возникла, на какую информационную базу опирается и какие последствия будут от ее принятия.
Возникла эта инициатива, с одной стороны, потому что все министерства и ведомства ищут в настоящее время «лишние» деньги, с тем чтобы обеспечить необходимыми средствами нацпроекты, в том числе национальный проект «Образование». С другой стороны, столько говорится о повышении средней заработной платы учителей, что Минэкономразвития посчитало, что если эта зарплата достигла запланированного уровня, то льготы учителям, в том числе и сельским, уже не нужны.
Регулярные мониторинги Росстата показывают, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации средняя заработная плата учителей не ниже средней заработной платы по соответствующему региону. Но Росстат не публикует данные, хотя наверняка их собирает, о средней заработной плате учителей сельских школ. Если эта заработная плата ниже средней по региону, то, следовательно, предлагаемое решение можно (и нужно) отклонить. Кроме того, полезно было бы понять, насколько затраты на оплату ЖКХ в сельской местности выше затрат на оплату ЖКХ в городской местности в территориально близких поселениях.
Если в сельской местности есть дефицит учителей (а он, как правило, есть), то отмена компенсаций по оплате ЖКХ может затруднить решение вопроса о привлечении в сельские школы молодых учителей. Другое дело, что и наличие этих компенсаций не сильно помогает делу. Во всяком случае, потенциально ухудшать ситуацию в сельских школах вряд ли стоит.

Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского профсоюза образования:
- Общероссийский профсоюз образования на протяжении десятилетий отстаивает на законодательном уровне права сельских педагогов на меры социальной поддержки, считая это важным инструментом реализации кадровой политики сельских школ. Поэтому мы категорически против исключения части 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и считаем необходимым исключить соответствующий пункт из «дорожной карты» по оптимизации регулирования полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Отмена льгот педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, приведет к значительному ухудшению материального положения и массовому оттоку учителей из сельских школ, обострению кадровой ситуации.

Геннадий ИЕВЛЕВ, руководитель Управления по образованию Таловского района Воронежской области:
- В 1997 году на территории Таловского района было семь с половиной тысяч учащихся. Сейчас их 3196 человек. Количество школ также сократилось с 43 до 26. Средний возраст педагогов составляет 48 лет, и примерно 46% всех учителей работают в школах более 25 лет. В этом году в школы района приехали и трудоустроились два молодых специалиста, в прошлом году - один, в позапрошлом не было ни одного. Омоложения педагогических кадров практически нет. Только второй год работает система, когда выпускник вуза, учившийся по целевому направлению, должен вернуться и отработать определенное количество лет в родном районе. Сегодня очень актуален вопрос, в какие условия приедут начинать свою трудовую деятельность молодые учителя. Мы наблюдаем, какие льготы предоставляются молодым врачам - это и бесплатное жилье, и миллион рублей на обустройство, единственное условие - отработать пять лет на селе. Подобных льгот молодым учителям не предоставляется, и через пять лет некому будет учить наших детей. Средняя заработная плата педагогов сельских школ в районе сегодня 25 тысяч рублей, сюда же входят и компенсации за коммунальные услуги. Если у педагогов их отнимут, никто не поедет в сельские школы. Такого отношения к учителям быть не должно, это неправильно. Тем более что в сельских школах сегодня стало больше проблемных детей из малообеспеченных семей, в которых родители плохо выполняют свои родительские обязанности.
У нас уже были различные реформы по сокращению льгот за коммунальные платежи. Раньше возмещали сто процентов полностью, теперь гораздо меньше. Знаю, что сейчас вопрос, платить или не платить, решается на уровне областей, и есть регионы, где вообще нет компенсации. У нас она все-таки сохраняется, но только для учителей и их несовершеннолетних детей. На других членов семьи, например на мужа, льготы не распространяются. Педагогам возвращают в среднем по 800 рублей в месяц, но даже этого их хотят лишить. Кто будет работать в наших школах?

Наталья СМЕТНЁВА, учитель русского языка и литературы темниковской средней общеобразовательной школы №1 - абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016, заслуженный учитель Республики Мордовия:
- Инициатива не может быть оценена иначе как негативно. Безусловно, это ухудшает условия жизни педагогов села, где и так жизнь непроста. А вместе с пенсионной реформой, «благодаря» которой все учителя теряют возможность получать льготную пенсию сразу, отработав положенные 25 лет, эта инициатива, к сожалению, воспринимается как посыл: учительский труд перестает цениться в нашей стране.

Татьяна ТАНЦЕВА, председатель Совета Ассоциации сельских школ Карелии:
- Минэкономразвития России предлагает отменить право сельских учителей на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг, объясняя это повышением оплаты труда педагогических работников. Повысили всем - и городским, и сельским, а ухудшить положение хотят только сельским педагогам. Сегодня молодые специалисты не едут в села. Это решение остановит и тех немногих, кто еще думает о месте проживания. Видимо, нашими чиновниками в последнее время руководит принцип «закрыть, сократить, отменить». Особенно если дело касается сельской школы. Может, уже переименовать данное министерство в Минразвития России, тогда и появятся слова «открыть, построить, поднять зарплату, увеличить льготы»?!

Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования Череповца, Вологодская область:
- Чиновники, работающие в Минэкономразвития России, плохо представляют себе реалии жизни. А уж аргумент, высказанный ими в пользу лишения сельских педагогов льгот, и вовсе, простите, смешон. Да, решения о повышении заработной платы приняты, но вот как они выполняются на практике? Педагоги работают на 1,5‑2 ставки. А в сельских школах еще и «многостаночниками» являются. Это когда один учитель ведет сразу несколько предметов, в том числе и непрофильные для своего образования. А все потому, что желающих ехать работать в сельские школы совсем мало. Недавно даже министр просвещения Ольга Васильева заявила о том, что у нас самый большой дефицит именно сельских учителей. Потому лично я категорически против отмены льгот педагогам, работающим в сельской местности.