Помню, как у нас появился электронный журнал. Сначала мы долго не могли привыкнуть к тому, что оценки и домашние задания стали общедоступными. Родители иногда узнавали результаты контрольных раньше нас! А какое появилось разнообразие домашних заданий! Нужно было не просто выполнить упражнение или решить задачу из учебника. Педагоги прикрепляли тесты, которые мы решали онлайн, давали ссылки на многочисленные учебные, научно-популярные сайты, и мир за страницами учебных пособий расширялся на наших глазах. С таким обилием материала нужно было научиться работать, и учителя помогали нам в этом.
А судьбоносный переход на электронные доски! Таинственное слово МЭШ, которое с придыханием произносили наши наставники! Учительские оговорки: «Вытри с доски!» Руки, которые тянулись за несуществующим мелом или тряпкой! Однако вскоре мы привыкли к нововведениям и поняли, что доски упростили нашу работу. На новом электронном устройстве можно было писать, рисовать, чертить, составлять сложные схемы, с него мы выходили в Интернет. Учителя (о чудо!) включали нам уроки своих коллег, а там был и яркий иллюстративный материал, и забавные ролики, и тесты, и видеофрагменты, и задания для самостоятельного обдумывания. Никогда не забуду сладчайшего чувства собственноручно сделанного открытия: на основании предложенных материалов я сама сформулировала пунктуационное правило об обособлении определений! А электронная библиотека стала приятным дополнением к библиотеке традиционной и позволила изрядно сэкономить время.
Оглядываясь назад, я вспоминаю не обычные уроки, а различные мероприятия, конкурсы и замысловатые домашние задания. Креативности, творческому подходу к делу, умению оригинально и в то же время просто решить проблему я обязана школе и моим талантливым учителям. По прошествии времени мне хочется от всего сердца поблагодарить своих педагогов, которые дали мне возможность раскрыться с разных сторон. Сейчас я учусь на ОП «Реклама и связи с общественностью» и явно ощущаю, как сильно пригодились мне полученные навыки!
Уроки словесности навсегда останутся в моей памяти как уроки сотворчества. Слышала, как учительница говорила о «моделировании художественной реальности» на своих уроках. А мы, ученики, просто азартно, весело, объединившись в мини-группы, рисовали, клеили, лепили-создавали свой литературный мир. Готовясь к проекту по стихотворению Николая Гумилева, столько узнали об этом произведении, что «заблудившийся трамвай», нарисованный, склеенный, выполненный в разных художественных стилях, действительно мчался «сквозь бездну времен»! «Диафильм», который мы делали по поэме А. Блока «Двенадцать», помог разобраться в композиции и идейном содержании гениального произведения. Эстетику футуристов познавали, оформляя классические стихи в стиле «будетлян». Водили виртуальные экскурсии по купеческому Калинову и Петербургу Достоевского. А какие яркие, кричащие образы дореволюционной лирики Маяковского представили мои одноклассники!
Довольно часто на уроках литературы мы делали буктрейлеры! Это занимало колоссальное количество времени, но работы всегда превосходили самих себя. А какое удовольствие было представлять их для всеобщего обозрения, ведь таким образом, интерпретируя произведение, мы могли делиться своими самыми сокровенными и дерзкими мыслями. Однажды нам предложили создать перформанс - короткометражный фильм, в котором мы должны были визуализировать поэтические строки. Это была сложная и многоступенчатая работа. Но мы справились! Творческие задания объединяют людей, они позволяют лучше узнать друг друга, а также учат работать в команде. Стихотворение Давида Самойлова «Ревность» наполнилось новым смыслом, мы его прочитали и осознали как представители третьего тысячелетия и в то же время убедились, что есть ценности непреходящие. Команда нашей школы заняла в городском конкурсе перформансов первое место, но не это было главное. Пожалуй, именно тогда я поняла: единомышленники существуют, они готовы помочь и зарядить тебя энергией!
Приняли творческую эстафету и младшие школьники. Учитель предложил им создать перформансы по произведениям современных поэтов. Сколько новых имен узнали семиклассники, какие маленькие шедевры создали, попробовав себя в разных ипостасях: читателей, критиков, литературоведов, режиссеров, актеров, звукооператоров. А потом настал черед тизеров - к дню рождения А.С.Пушкина ребята снимали видеоролики-загадки. После таких творческих и креативных уроков они выходили из класса счастливые и довольные - для них это были яркие моменты их школьной жизни. И нам, и им хотелось продлевать это состояние поиска и открытий.
Был в нашей жизни и интереснейший городской проект «Музеи. Парки. Усадьбы». Эта программа не только привлекла любопытных и неравнодушных, но и позволила ребятам почувствовать себя частью культурно-исторического мира столицы. Наверное, никогда у нас не было такой уникальной возможности посетить столько замечательных памятных мест. Объединившись в команду, мы разрабатывали маршруты будущих путешествий, ломали головы над заданиями заочного этапа, а потом разгадывали увлекательный квест, бродя по залам музеев, открывая пространства парков и усадеб и обогащаясь новыми знаниями и впечатлениями. А еще очень весело было ехать с классом на бесплатном комфортабельном автобусе до места очередной экскурсии. За окнами мелькали виды красавицы-Москвы, которая на наших глазах становилась все краше и гостеприимней.
Москва - столица нашей Родины, центр науки, инноваций, передовых технологий, однако главным трамплином для взлета является школа. Невозможно не почувствовать, какие широкие возможности каждому открывает столичное образование, было бы желание. Однако личность учителя играет в этой системе немаловажную роль. От его опыта, знаний, неравнодушия, творческого начала зависит очень многое. Я благодарна судьбе, что на моем жизненном пути встретились талантливые и профессиональные педагоги-наставники, которые - как тут не вспомнить любимого Пушкина! - «хранили юность нашу…»
Мои размышления снова прервал звук будильника. Теперь уже моего. Пора вставать и собираться в университет, а после занятий обязательно пойду в родную школу. Как, оказывается, я по ней соскучилась!

Светлана ХАРИТОНОВА,
выпускница школы №1950