Сегодня в московском образовании работает много молодых педагогов. Но это совсем не означает, что зрелым, опытным учителям пора подумать о покое. Во дворце на Миуссах есть очень даже «взрослые» педагоги, и тем не менее их ценят, понимая, что слоган «незаменимых людей у нас нет» давно канул в лету. Такое отношение не дань уважения к почтенному возрасту. Совсем нет. Просто эти опытные педагоги - настоящие профессионалы. К ним ежегодно на обучение приходит большое количество московских школьников, которым они передают свой богатый опыт. Кроме того, принимают со своими воспитанниками активное участие в жизни образовательного учреждения, в различных городских конкурсах, получают призы, дипломы и грамоты.
Такими педагогами во дворце на Миуссах являются Софья Александровна Виноградова (студия классического танца «Балет-фантазия») и Иван Иванович Майоров («Шахматы», «Интеллектуальная мозаика»).

Держит руку на пульсе
Совсем юным Ваня Майоров выбрал учительскую профессию. Окончил сначала педагогическое училище, став «Учителем начальных классов», а затем поступил в Калужский государственный педагогический институт имени Циолковского на физико-математический факультет. Проработал в системе образования 39 лет директором, инспектором. Многое видел, во многом принимал участие, но всегда был успешен в профессии.
- Сначала трудился в школе учителем физики, - рассказывает Иван Иванович, - затем назначили директором школы в колхозе «Путь коммунизма». Потом работал директором.
В то время в школах ввели профессиональное ориентирование - ему, как директору, надо было организовывать подобную деятельность, и Иван Иванович попросил для школы трактор у директора колхоза. Тот не сразу, правда, но пошел навстречу, и вскоре школьникам было чем заняться.
Ветеран труда вспоминает еще один случай. В его учебном заведении не было ни малейших условий для занятий физкультурой. Молодой директор направился в горком комсомола: «У детей нет ничего!» И вскоре шефы сделали для них спортивные площадки. В приоритете у Ивана Ивановича всегда оказывались дети - его ученики.
Потом были годы работы государственным инспектором областного комитета экологии и природопользования. К учительству вернулся уже, уйдя «на заслуженный отдых» там же, в Кирове. Не только потому, что пенсию ему тогда насчитали три тысячи рублей (директорство не считается педагогическим стажем), просто хотелось быть нужным, отдавать кому-то свои знания.
Потом был переезд в Москву к детям. И опять встал вопрос: чем заниматься, кому помочь? И тут пригодились многолетние знания по физике, математике, игре в шашки и шахматы.
- Как вы стали педагогом дополнительного образования по шахматам?
- Всегда очень любил эту игру в шахматы: вел шахматный кружок еще в Кирове в Доме творчества, участвовал в турнирах, в шахматных конкурсах по решению задач, побеждал. Затем, когда оказался здесь, пришел во дворец на Миуссах и предложил свои услуги. Как раз тогда учитель по шахматам ушел... Показал газеты, где про меня как про шахматиста писали, и так я оказался здесь.
С тех пор прошло более 12 лет. И все эти годы Иван Иванович работает наравне с остальными педагогами, а в чем-то даже опережая многих из них.
- Иван Иванович очень изобретательный учитель, - делится мама одного из учеников Лариса Викторовна Великолуг, - дети у него играют то в русские шахматы, то в китайские, то по двое, то вчетвером, вшестером… Сын его и уважает, и любит, ведь педагог все время что-то придумывает. Например, не просто турниры, а турниры, посвященные памятным датам нашей страны: Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню битвы за Москву… Это же не только учеба, а и воспитание любви к Родине, за что я ему очень благодарна. Нам есть с чем сравнивать: в школе в шахматный кружок сын ходил два года. Там было все консервативно и традиционно, а здесь - занимательно.
Даже описание своего кружка на сайте дворца на Миуссах Иван Иванович сделал оригинальным и запоминающимся, вот маленький отрывок: «Шахматная доска - это бесконечные возможности! Знаете ли вы, что после трех ходов с белой и черной стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций?»
В данное время И.И.Майоров, которому уже «далеко за…», ведет два направления - «Детское объединение «Шахматы» и «Интеллектуальную мозаику», причем второе он открыл буквально год назад. Это, как он сам объясняет, «сочетание математики на шахматной доске с физикой и астрономией».
- Иван Иванович, вы ощущаете себя счастливым педагогом?
- Когда чувствуешь отдачу от ученика - это большое счастье, а вот когда видишь, что ребенок ходит на кружок под нажимом родителей, то расстраиваешься.
- В чем ваш секрет?
- Нет никаких тайн. Просто богатый опыт. Во-первых, относиться к детям с душой, быть открытым. Не надо нотаций читать, а найти то, что нравится детям. Я понял, что одна теория им скучна. И поэтому - больше практики.
Педагог часто организовывает и проводит соревнования не только во дворце на Миуссах, но и вывозит детей за его пределы на сторонние конкурсы. И чаще всего без побед ребята обратно не приезжают. Он участник программы Всероссийского конкурса «Шахматный всеобуч России» на лучшую разработку учебно-методических материалов и постановку внеурочной деятельности по шахматам в общеобразовательных организациях Российской Федерации в 2017‑2018 учебном году. Майоров и себя постоянно проверяет на умение играть в любимые фигуры - он серебряный призер районных соревнований ЦАО Москвы по шахматам в номинации «60 лет и старше». Другими словами, Иван Иванович держит руку на пульсе как компетентный и современный учитель.


«Мне есть о чем рассказать детям»
Казалось бы, ну что может делать во Дворце творчества детей и молодежи прославленная балерина, заслуженная артистка РСФСР? Очень даже может, и очень долгие годы.
Софья Виноградова царила на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко в 50‑70‑е годы прошедшего века. Исполняла ведущие партии в балетах «Лебединое озеро», «Лесная фея», «Шахерезада», «Снегурочка», «Корсаре» и многих других. Вместе со своим театром заслуженная артистка РСФСР Виноградова объездила множество стран, и везде ее выступления сопровождались лучшими рецензиями.
Но, как известно, в любой карьере, а тем более в карьере балерины, бывает завершение. Оно далось бывшей приме очень тяжело. После выхода на пенсию С.А.Виноградова решила обучать детей и подростков классическому танцу. К тому времени (1977 г.) Софья Александровна окончила ГИТИС, стала педагогом-балетмейстером и успешно попробовала себя в преподавательском деле: проходила преддипломную и дипломную практики в театре имени Кирова в Ленинграде, Ленинградском хореографическом училище, в Малом оперном театре, самом ГИТИСе имени Луначарского.
Софья Александровна с 2003 года преподает в студии классического танца «Балет-фантазия» во дворце на Миуссах. Ранее работала педагогом дополнительного образования и педагогом-балетмейстером в разных учебных заведениях столицы - в театре «Модерн», Центре творчества имени Косарева, Дворце творчества детей и молодежи на Полянке…
Она обучает своих подопечных по программе классического танца, прививая им традиции красоты и грации русского балета.
- Нам очень импонирует, что учитель старой академической балетной школы, - говорит мама одной из учениц Елена Владимировна Гайшинец, - и занимается с детьми строго по классической схеме: разминка, станок… Моя дочь бежит на занятия с радостью, не потому, что хочет быть балериной, а просто ей нравятся эти занятия. И я рада, что спина у дочери будет ровная, ведь сейчас дети так долго сидят за уроками... И как личность Софья Александровна привлекает учеников и родителей своей целеустремленностью, любовью к балету. И что больше всего поражает в ней: в столь почтенном возрасте она держит себя в форме, каждый раз приходит проводить уроки, да и внешне она выглядит современной дамой.
Интересно мнение самих учениц Виноградовой о занятиях в студии «Балет-фантазия».
Антонина Пушкарева рассказывает:
- В этой студии я уже три года. Ранее училась балетному делу в другом месте. Но мне хотелось что-то поменять. Информацию увидела в Интернете и пришла в «Балет-фантазию». И не прогадала. Я отточила здесь свое танцевальное мастерство. Мне нравится выступать на сцене - хотелось бы стать профессиональной танцовщицей.
Маша Шемуранова подхватывает:
- Я училась балету и раньше (здесь с сентября прошлого года). В этой студии мне нравится обстановка на уроках: мы приходим серьезно работать, а не просто «подрыгаться». Еще я узнала новые балетные элементы, стала лучше вращаться. Мой любимый номер - это танец под музыку композитора Шнитке: звучит нежная музыка, которая для меня ассоциируется с сиренью...
- Что дает вам силы, Софья Александровна?
- Силы мне дает беспредельное желание помочь людям: ко мне часто идут те, кто пострадал от некомпетентных педагогов. Помогаю им «вылечиться». Я педагог-балетмейстер, и мои знания пытаюсь внедрить ученикам через свой опыт. Я рада, что мне есть о чем рассказать детям, есть чем поделиться, ведь я работала с лучшими педагогами, такими как Н.И.Тарасов, М.Т.Семенова, А.М.Мессерер, О.В.Лепешинская, В.Д.Голубин...
Остается только пожелать этим замечательным педагогам здоровья и еще раз здоровья! А учителям молодого и среднего возраста - брать пример с патриархов педагогики, сохранивших свежий взгляд и бодрость духа в глубоком серебряном возрасте.

Жанна БАСКИНА,
педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах