Космический марафон появился как интересное дополнение традиционным олимпиадам. Мы хотели привлечь к соревнованию более широкий круг участников, чем обычно бывает на астрономических олимпиадах: не только старшеклассников, но и учеников средних и младших классов, не только физиков и математиков, но и гуманитариев, не только любителей решать задачи, но и творчески одаренных детей. И главное - наш марафон является совместным проектом педагогов и учеников школы №179. Старшеклассники и выпускники принимают участие и в составлении заданий, и в проверке работ, и в технической поддержке проекта.
Интеллектуально-творческий марафон - соревнование дистанционное. Принять участие в нашем марафоне может любой школьник, независимо от места проживания. Заочная форма существенно повышает требования к заданиям: они должны быть оригинальными, чтобы участник не мог найти в Сети готовых ответов. Поскольку на выполнение задания выделяется не несколько часов, а несколько дней или даже недель, стиль заданий тоже другой - помимо теоретических задач мы предлагаем практические и творческие задания. Такой подход позволяет расширить возрастной диапазон марафона: часть заданий могут выполнить даже учащиеся начальной школы. И, пожалуй, главная особенность марафона как формы интеллектуального соревнования - школьник сам выбирает, в каких номинациях он будет участвовать. Результаты подводятся как в отдельных номинациях, так и в «многоборье» (как на турнире Ломоносова).
Особой популярностью пользуются творческие номинации. Например, на марафоне 2017 года мы предлагали школьникам 1-5‑х классов придумать новые созвездия - сделать рисунки на готовых контурах известных созвездий. Жюри получило более ста работ и наградило девятерых маленьких художников. Рекорд поставила первоклассница Софья Савостьянчик из Москвы, приславшая... двадцать работ. (Конечно, младшим участникам часто помогают родители, но мы считаем, что это не только допустимо, но и желательно. Если наши задания становятся поводом для изучения астрономии детьми и родителями и их совместного творчества - это прекрасно.) Так появились созвездие Звездочет, созвездие Дельфин и Пальма (Николай Волпянский, 3‑й класс); созвездие Страус (Юрий Пустовойтов, 3‑й класс); созвездие Улитка, созвездие Мышка с сыром (Софья Савостьянчик, 1‑й класс); созвездие Кот в сапогах, созвездие Змей Горыныч (Алексей Пушкин, 1‑й класс).
Другая традиционная для наших марафонов творческая номинация называется «Изобретатели ситуаций». Цель номинации - привлечь внимание современных школьников к жанру научной фантастики. Участникам (от 7‑го класса и старше) предлагаются сюжеты научно-фантастических рассказов о космосе - точнее, завязки сюжетов. Требуется придумать продолжение. Оцениваются как оригинальность идеи, так и литературные достоинства рассказов, написанных участниками. В качестве источников в разные годы использовались рассказы Клиффорда Саймака, Роберта Шекли, Владимира Михайлова, Генриха Альтова, Ильи Варшавского, Бориса Штерна, Василия Головачева... Номинация привлекает гуманитарно ориентированных школьников читать присланные ими рассказы - увлекательное занятие.
Техническая платформа moodle, на которой реализован наш марафон, позволяет конструировать тесты разных типов. Например, если на тест выделяется много времени, участник имеет возможность поискать ответ в Сети и узнать о космосе что-то новое (как в тесте «Ракеты и люди»). И наоборот, если времени дается немного, тест будет соревновательным. Наша традиционная номинация - «Астронавигатор» - представляет собой серию астрофотографий, на которых участники должны опознать какие-то объекты, определить дату и время наблюдения, азимут и условия съемки. Задания подобраны с учетом возраста участников и пользуются неизменной популярностью. Кстати, участник, успешно выполнивший задание для своего возраста, может попробовать посоревноваться со старшими ребятами. Это правило введено во всех номинациях.
Есть в нашем марафоне и классические олимпиадные задачи. Номинация служит для привлечения начинающих астрономов к участию в олимпиадах, поэтому в комплектах задач немного; они простые, занимательные и красивые.
Также мы решили учредить особые номинации. Например, обязательная номинация интеллектуального марафона - составить кроссворд на заданную тему. В номинации участвуют школьники до 9‑го класса включительно. Оценивается идея кроссворда, корректность формулировок вопросов, оформление. Лучшие работы публикуются на сайте конкурса. Участник может предложить на конкурс и классическую задачу, и загадку, и ребус, и задание по рисункам или фотографиям. Единственное условие - задача должна быть авторской, то есть сочиненной участником конкурса. В ходе марафона «КосмоСТАРТ» участникам предлагалось также разработать интерактивное упражнение на платформе LearningApps.org.
В номинациях, связанных с методическим творчеством, участников бывает немного, но именно в эту номинацию приходят самые интересные работы. Задача, составленная девятиклассником Евгением Бойцовым из Долгопрудного (Московская область), настолько понравилась организаторам, что была включена в комплект заданий марафона 2017 года. В том же году Евгений стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, а осенью 2018 года завоевал серебряную медаль на Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике.
Интеллектуально-творческие марафоны - традиция молодая, ей всего три года. Но первые результаты уже получены. Сформировался коллектив организаторов: техническую поддержку проекта осуществляет наш выпускник Артем Михеев, редактор и главный судья литературно-художественных номинаций - учитель литературы С.В.Брель, составитель предметных заданий, и я, координатор конкурса. Выросли и сделали профессиональный выбор активные участники первых марафонов, авторы заданий и члены жюри: выбрал лингвистику Алексей Старченко, станет психологом Тимофей Березнер, а Никита Лавров поступил на астрономическое отделение физфака МГУ и приглашен издательством «Дрофа» для подготовки интерактивного пособия по астрономии для младших школьников.
Наступивший 2019 год - юбилейный для лунной тематики. 60 лет назад был отправлен к Луне первый космический аппарат. Полвека минуло с того знаменательного дня, когда человек впервые ступил на поверхность нашего спутника. А значит, интеллектуально-творческий марафон 2019 года будет посвящен именно Луне. Материалы конкурса будут размещаться на странице «Дистанционный марафон «Луна-2019» - open.179.ru. В январе мы планируем разместить положение о конкурсе и правила участия, а также ссылки на ресурсы для подготовки. Основные конкурсные мероприятия пройдут в марте - апреле. Астрономический интеллектуально-творческий марафон школы №179 ждет новых участников!

Наталья ШАТОВСКАЯ,
педагог дополнительного образования, учитель физики и астрономии школы №179, кандидат педагогических наук