Процессы модернизации отечественной системы образования учитывают актуальность перехода от экстенсивного способа простого наращивания количества информации, включенной в образовательные программы, к поиску интенсивных подходов к ее организации.
В школьной программе по литературе есть немало драматических произведений русских и зарубежных классиков: «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, пьесы У.Шекспира.
Театр занимает особое место в формировании личности школьника. Каждое искусство, располагая особыми средствами воздействия, может и должно внести свой вклад в общую систему эстетического воспитания школьников. Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей «емкостью». Он вбирает в себя способность литературы словом воссоздать жизнь в ее внешних и внутренних проявлениях, но слово это не повествовательное, а живо звучащее, непосредственно действенное. При этом в отличие от литературы театр воссоздает действительность не в сознании читателя, а как объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни (спектакля). И в этом отношении театр сближается с живописью. Но театральное действо находится в непрерывном движении, оно развивается во времени - и этим оно близко музыке. Погруженность в мир переживаний зрителя сродни тому состоянию, какое испытывает слушатель музыки, погруженный в свой мир субъективного восприятия звуков.
Конечно, театр никоим образом не подменяет собой другие виды искусства. Специфика театра в том, что он «свойства» литературы, живописи и музыки несет через образ живого действующего человека. Этот непосредственный человеческий материал для других видов искусства является лишь исходным моментом творчества. Для театра же «натура» не только служит материалом, но и сохраняется в своей непосредственной живости. Как отмечал философ Г.Г.Шпет: «Актер творит из себя в двояком смысле: 1) как всякий художник, из своего творческого воображения; и 2) специфически имея в своем собственном лице материал, из которого создается художественный образ».
Однако пробуждение в зрителе художника происходит, только если зритель сумеет воспринять во всей полноте заложенное в спектакле содержание, если он способен расширить свой эстетический диапазон и учиться видеть в искусстве новое, если, оставаясь верным своему излюбленному художественному стилю, он не оказывается глухим и к другим творческим направлениям, если способен увидеть новое прочтение классического произведения и сумеет отделить режиссерский замысел от его осуществления актерами... Таких «если» можно было бы назвать еще немало. Следовательно, чтобы зритель сделался причастным к творчеству, чтобы в нем пробудился художник, на нынешнем этапе развития нашего театра необходимо общее. Зрительская культура в большой мере зависит от характера того искусства, которое зрителю предлагается. Чем сложнее будет поставленная перед ним задача - эстетическая, этическая, философская, тем больше напрягается мысль, острее переживания, тоньше проявление вкуса зрителя. Ибо то, что мы называем культурой читателя, слушателя, зрителя, непосредственно связано с развитием самой личности человека, зависит от его духовного роста и воздействует на его дальнейший духовный рост, повышение художественной культуры зрителя.
Современная педагогика также рассматривает возможности театра в качестве реального средства художественного воспитания школьников. Театр во все времена был школой талантливого зрителя. Сегодня в условиях развивающейся электронной культуры, экспансии средств массовой информации, «развлекающего ширпотреба» (З.Я.Корогодский) необходимо искать средства, которые помогут противостоять этому процессу. Конечно, многомиллионная аудитория видеопросмотров и скромная театральная аудитория количественно несопоставимы, но именно театральный зритель, воспитанный на общении с живым искусством, как утверждают психологи, социологи и искусствоведы, наиболее образован и талантлив.
Современный молодежный зритель в значительной степени воспитан массовой культурой и на нее ориентирован. Употребляя театральный термин, можно сказать, что все «пристройки» молодежи к искусству вообще исходят из этого «массового» воспитания. Поэтому даже воспитание отношения к посещению театра как к определенному обряду, соблюдению определенных правил и традиций, сталкивается со специфическими сложностями. Юношеская публика на спектакле молодежного театра проявляет «синдром» рок-концерта на стадионе: как только гаснет свет в зале, юные зрители свистят, ревут и топают ногами. Часто по замыслу режиссера многие спектакли начинаются в тишине, а молодежный зал немедленно заявляет о себе и предлагает диалог, обратную связь - как на концерте, не понимая и не принимая условий театральной игры.
При этом в истории театра можно найти немало примеров, когда театр сознательно воспитывал зрителя в нужном для него, театра, направлении. Московский Художественный театр, например, не только боролся с дамскими шляпками в зале, но и отучал публику от аплодисментов на выход актеров среди действия и от музыки в антракте.
В этом смысле одной из основных задач школы всегда было воспитание зрителя вообще, а в идеале талантливого зрителя. Решению этой непростой задачи способствуют предметы эстетического цикла, уроки литературы в школе и в немалой степени культурные традиции семьи, которая всегда была вместе со школой тем источником, из которого дети черпают свои будущие эстетические и культурные запросы и потребности.
Драма как род литературы имеет свои особенности. Такие произведения согласно классическому определению пишутся для постановки на сцене. Поэтому изучение такого рода литературных произведений требует особого методического подхода.
Сложность чтения и восприятия драматического произведения определяется спецификой этого рода литературы, но эта же специфика и привлекает, рождает интерес к чтению драматических произведений. К основным чертам драмы, определяющим ее как специфический род литературы, относятся обостренный конфликт, борьба, лежащие в основе сюжета, напряженная действенность, наличие в характерах героев господствующей черты, определяющей место этого героя в системе образов. Определенной сложностью для читающего школьника является отсутствие речи автора, именно это обстоятельство и делает драматическое произведение таким трудным, неудобным для чтения и изучения на уроке литературы. У читателя драмы нет достаточного материала для воссоздания образа персонажа: нет портрета, описания интерьера, нет характерных деталей. Его воображение может полагаться только на умение анализировать развитие действия, ситуации, поступки героев, язык персонажей. Без определенных навыков чтения драматического произведения читатель путается в действующих лицах, в зримых, сопоставимых с собственным опытом образах, а значит, и в ходе самого действия, с трудом представляет то, о чем читает.
Следовательно, в методике уроков по изучению драмы следует делать акцент на выразительном и комментированном чтении. «Особое место в процессе работы над действиями занимает выразительное чтение как прием проникновения в пьесу, как путь анализа, - пишет Б.С.Найденов. - Здесь ученик с позиции зрителя переходит на позицию исполнителя. Более углубленное понимание драматического образа достигается лишь тогда, когда изучение их становится хотя бы в некоторой степени в позиции исполнителя». Освоение навыка выразительного чтения не только поможет ученику почувствовать на себе образ персонажа, но и поспособствует более четкому установлению внутренних связей между персонажами в пьесе.
Можно назвать ряд причин, по которым, на наш взгляд, в процессе изучения драмы необходимо обращаться к ее творческим (игровым) интерпретациям. Сама художественная природа драматических произведений изначально предполагает сценическое воплощение. Кино- и театральные интерпретации существенно расширяют спектр возможностей анализа художественного произведения. Для формирования собственной (читательской) интерпретации драматического произведения учащимся предлагаются примеры интерпретаций читателей-профессионалов (режиссера-постановщика, сценаристов, актеров, музыкантов, композиторов), что предоставляет ученикам возможность увидеть обширные возможности изучаемого текста. При сопоставлении различных сценических прочтений одного произведения между собой ученики встречаются с процессом рождения и развития интерпретации, и этот вопрос становится дискуссионным, а следовательно, более увлекательным, интересным для самих обучающихся. К тому же использование игровых интерпретаций позволяет отойти от устаревшего подхода, где собственная читательская интерпретация учителя является априори единственной, и подталкивает обучающихся к созданию их собственной личностной интерпретации произведения. К игровым интерпретациям пьесы можно, на мой взгляд, обращаться на любом этапе изучения драматического произведения школьниками. Режиссерская работа над пьесой может стать для учеников ключом к пониманию авторской позиции, заложенной в тексте, может помочь в постижении природы конфликта пьесы через различные режиссерские решения (начало и финал спектакля/ фильма, пространственное решение спектакля/ фильма, выстроение отдельных мизансцен, музыкально-шумовое и декоративное оформление спектакля/ фильма, использование символов в спектакле/ фильме).
В прошлом учебном году мы с моими ученицами Полиной Урих и Нуризой Жумабаевой принимали участие в Открытой междисциплинарной научной конференции, посвященной 200‑летию И.С.Тургенева. Полина и Нуриза очень смелые и талантливые люди, поэтому они выбрали наисложнейшую тему - «Киноверсии романа Тургенева «Отцы и дети». В своей работе они рассмотрели интерпретации текста романа, начиная с довоенных времен и заканчивая XXI веком. Получилась интересная и глубокая работа, в которой мои ученицы оценивали работу режиссера, сценариста, композитора, актеров. Эта одна из форм работы с интерпретациями русской классики. Со дня на день работа Полины и Нуризы должна выйти в сборнике конференции. Это будет для них настоящим новогодним сюрпризом!
Московская электронная школа открывает учителю литературы новые возможности: театральные постановки ведущих российских театров и лекции литературоведов о произведениях школьной программы, документальные проекты о жизни и творчестве драматургов и тексты различных редакций пьес, рассказы великих актеров о работе над ролями и виртуальные путешествия по местам, связанным с жизнью драматургов и за кулисы театров - вот неполный перечень уникальных возможностей МЭШ, которыми могут воспользоваться московские словесники.
Жизнь нашей школы неразрывно связана с театром. Он входит в жизнь наших учеников и воспитанников с раннего детства. А помогают дошколятам открыть дверь в этот чудесный мир ученики средней школы, которые показывают в детских садах спектакли по сказкам.
Начальная школа продолжает путешествие в мир театра: ученики младшей школы участвуют в таких традиционных праздниках, как День букваря, проводы осени и встреча Нового года. Ребята с удовольствием вместе со своими учителями и преподавателями дисциплин эстетического цикла готовят праздники к Дню матери, 8 Марта, окончанию начальной школы, в которых непременно находится место сценкам. Да и сам выход малышей на сцену для многих победа над самим собой, важный этап в развитии и становлении личности.
Театральная педагогика работает и в старшей и средней школе. Развитию талантов наших учеников способствуют постановки сказок к Новому году - 5-9‑е классы, подготовка многожанровых композиций, посвященных окончанию 9‑го и 11‑го классов, традиционно отмечаемому в российских школах Последнему звонку.
Каждый выход с моими учениками в театр становится, безусловно, праздником и открытием. Открытием новых граней литературного произведения, талантливых актеров и режиссеров для ребят. И открытием новых граней личности моих учеников для меня, педагога-словесника.
Осенью мы с моими десятиклассниками посетили постановку по роману И.А.Гончарова «Обломов». Перед началом спектакля один из не самых прилежных учеников предупреждает меня:
- У меня с собой телефон. Если будет неинтересно - достану наушники, буду слушать музыку.
А после спектакля тот же ученик в фойе театра с просветленным лицом делится впечатлениями:
- Представляете! Я даже наушники не достал! Это, оказывается, здорово! И, что интересно, я понял: Обломов - это я!
Так театральная постановка помогла юноше найти путь к самому себе, ответила на волнующие его вопросы.
Наши театральные «походы» уже расписаны на три месяца вперед. «Король Лир», «Война и мир», «Преступление и наказание» - вот траектория «театрального развития» нашего 10‑го «Г».
Профессия актера в нашей стране всегда была окружена романтикой избранничества. Но не всякий способен нести тяжкий крест актерства. Однажды узнаю, что один из моих одиннадцатиклассников, уже семь лет почти профессионально занимающийся в молодежной театральной студии, получил документ, дающий ему право без вступительных испытаний поступать в театральный вуз. Наверное, для десятков тысяч абитуриентов театральных учебных заведений такой документ был бы вожделенной мечтой и неслыханным счастьем. Но, как выяснилось, не для него! И сейчас помню его слова: «Если бы вы знали, сколько душевных и физических сил затрачиваешь, работая над ролью! Иногда приходится восстанавливаться по 2-3 месяца. Нет. Я не буду поступать в театральный вуз. Жить в режиме такой самоотдачи я не смогу». Да, действительно, актерство - это не профессия, это служение, порой доходящее до самоотречения. И я горжусь мудростью своего выпускника, который в семнадцатилетнем возрасте мог принять такое важное для себя решение. Он связал свою жизнь с социологией и успешно учится в одном из московских университетов.
Малый театр… Дом Островского… Сколько незабываемых открытий подарил он мне, зрителю! Помню, как пять раз смотрела спектакль «Иван Грозный», главную роль в котором играл Александр Михайлов. До сих пор с замиранием сердца вспоминаю его гениальную находку - летящий через сцену посох, острием вонзающийся в театральные подмостки… А однажды после спектакля бежала за актером Малого Владимиром Богиным, гениально, на мой взгляд, сыгравшим в свое время роль Евгения Базарова в телевизионном фильме. До сих пор стыдно за свой вопрос: «Почему вы больше не играли главных ролей?! Почему!» Да разве знает артист, как сложится его театральная и кинематографическая судьба!
Некоторым моим ученикам повезло сделать театр частью своей жизни. Помню, как два года назад выпускала одиннадцатый класс. На школьные праздники в качестве ведущего всегда приглашали выпускника с безупречной осанкой - Сухраба Хайлобекова. Уже тогда я заметила его умение держаться на сцене и от природы поставленный голос. Однако перед Сухрабом стоял непростой выбор: пойти по стопам родителей и выбрать профессию врача или связать свою жизнь с театром и пытаться поступить в театральный вуз. Он набрался смелости и выбрал второе. Помню часы нашей подготовки к ЕГЭ по литературе (экзамена, результаты которого необходимы для поступления в театральные училища), дни его, казалось, бесконечного хождения по приемным комиссиям ВГИКа, училищ Щепкина и Щукина, изнурительную череду вступительных испытаний, фантастическое количество абитуриентов, претендующих на заветное место в театральном вузе. И наконец - победа: он принят! И даже в два театральных вуза! Мой ученик выбрал училище имени Щепкина, теперь он уже студент второго курса этого знаменитого на весь мир учебного заведения - кузницы кадров Академического Малого театра.
В декабре студенты «Драгуновского курса» сдавали экзамен по актерскому мастерству. Не забыл Сухраб пригласить в качестве зрителей меня и моих теперешних учеников. С трепетом перешагнули они порог знаменитой «Щепки»! Экзамен шел долгих три часа. Будущие актеры показывали отрывки из пьес советских драматургов, а также постановку по книге Ф.Абрамова «Пряслины». «Сколько трудолюбия, таланта, а порой самоотречения и хорошего фанатизма, преданности своей будущей профессии!» - такими были отзывы об экзамене моих учеников.
Сухраб, чья жизнь теперь неразрывно связана с Академическим Малым театром обещал моим нынешним десятиклассникам экскурсию в святая святых - за кулисы Дома Островского. А пока мы открываем Малый со стороны зрительного зала.
Наступающий 2019 год - Год театра. Хочется пожелать всем московским словесникам и их ученикам неповторимых и вдохновляющих встреч с высоким искусством в московских театрах! Новых открытий для себя и в себе! Успехов в воспитании талантливых зрителей, а возможно, и будущих звезд московской театральной сцены.
А закончить статью хотелось бы словами Пьра де Ронсара, французского поэта XVI века:
Весь мир - театр, мы все - актеры поневоле,
Всесильная судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
учитель русского языка и литературы Романовской школы