​Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг…
Ромен Роллан

Школьная театральная педагогика - это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающего в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.
«Театральная педагогика дает пример воспитания не только актера, но и человека - творца вообще, она помогает «выпрямить» человека: увлечь, повлиять на него, преобразить», - пишет В.А.Ильев в «Технологии театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока». Театральная педагогика создает необходимые условия для рождения творческой атмосферы, взаимного доверия, свободной эмоциональной коммуникации, раскованности и раскрепощенности.
В 1969 году Эдгар Дейл выявил самые эффективные техники обучения и описал их в своей монографии. Согласно его теории театральные выступления позволяют запомнить 90% увиденного и услышанного.
Путь к нравственным ценностям, к общечеловеческой культуре лежит через одну из самых креативных технологий, театральную педагогику, роль которой заключается в том, чтобы сформировать гармонично развитую нравственную личность ученика, раскрыв ее талант, использовав имеющийся потенциал.
Театральное искусство дает возможность усваивать не только и не столько теоретически, но, главное, практически нравственные истины, учит быть самим собой, постоянно перевоплощаться, проживать множество жизней, драматических испытаний, духовных коллизий. Таким образом, театральная деятельность - это путь ребенка к общечеловеческой культуре, путь к нравственным ценностям своего народа через перевоплощения и игру; положительный опыт, возможность, учитывая ошибки своих героев, не совершать собственные.
Основные формы существования современной театральной педагогики в школе: школы с театральными студиями или кружками, школы с театральными классами, школы с театральной атмосферой.
Школьный театр, используя приемы театральной педагогики, становится тем образовательным пространством, где складывается уникальная воспитательная среда. Важнейший инструмент воспитания в театральной педагогике - сопереживание. Через сопереживание, являющееся мощным средством воздействия, театр объединяет разные возрастные группы, детей и взрослых, становится эффективным средством влияния на формирование личности ребенка. Театр, создавая социально здоровую культурную среду, предлагает подросткам решение современных злободневных социальных, морально-этических проблем.
Театральная педагогика стремится правильно расставить жизненные приоритеты, воспитывает в учениках такие неоценимые качества, черты характера, компетентности, как:
- расширение кругозора;
- ответственность и самостоятельность;
- уверенность в себе, реализация индивидуальных способностей каждого;
- умение рассуждать;
- фантазия и воображение, творческое самовыражение;
- концентрация и переключение внимания, быстрота реакции, находчивость, альтруизм;
- дисциплина и самодисциплина;
- вкус, чувство меры, способность к анализу и самоанализу, отличая истинное, высокое от пошлого и фальшивого;
- коммуникативное взаимодействие.
Театральная педагогика способствует преодолению психологических барьеров, развитию индивидуальных способностей, формированию вкуса, формированию нравственной компетентности, формированию духовной зрелости, социализации личности. Театральная деятельность - путь ребенка к нравственным ценностям через перевоплощение и игру.
Существует широкий диапазон реализации творческих возможностей при подготовке спектаклей: развитие сценического движения, художественного слова, пластики, хореографии, дизайн костюмов, макетирование декораций, программки спектакля.
Одним из важнейших итогов театральных фестивалей является то, что они дают возможность ученикам, имеющим проблемы в обучении, почувствовать себя «успешными» на сцене. Очень часто одноклассники, учителя и даже родители начинают смотреть на ребенка другими глазами, а ребенок избавляется от комплексов, начинает верить в себя, самоутверждается, мотивируется, что имеет важное значение для формирования социально активной, успешной личности.
Еще одна из задач, решаемых при помощи театральных фестивалей, - единение школьной семьи, духовная близость исполнителей и зрителей, детей, родителей, учителей. В зале всегда тепло и светло от добрых слов, смеха, улыбок. Радостью светятся глаза актеров, когда все получилось и удалось, когда рукоплещет зал, когда на глаза зрителей наворачиваются слезы. Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Уже 21 год в проводимых в школе №1234 театральных фестивалях принимают участие большинство учеников. Особенно активно играют те, кто не всегда может проявить себя в деятельности на уроках. Театральная педагогика помогает открывать в себе ранее не известные таланты, новые грани личности.
Не только сам спектакль, но и подготовка к нему: работа со сценарием, просмотр спектаклей по данной тематике в театрах Москвы, мастерская художественного слова, сценическое движение, пластика, хореография, вокал, создание костюмов, изготовление программки, афиши, декораций, музыкальное оформление спектакля - очень серьезная и длительная работа, оказывающая серьезное влияние на развитие творческого потенциала, самореализацию, выбор профессии, становление личности ребенка.
Трудно переоценить психологическое и воспитательное значение данной школьной традиции. Администрация школы, социальные педагоги, классные руководители, ощутив на практике эффективность таких методов работы в воспитании и становлении личности, создают все условия для участия детей в театральных событиях, стараются привлекать к участию в спектаклях практически всех учеников, особенно в 1-6‑х классах, что дает возможность каждому ребенку в течение 11 лет обучения проявить себя, найти и развить таланты, преодолеть «страх сцены», что, в свою очередь, способствует социализации личности каждого школьника.
Даже проблематика тем театральных фестивалей для учеников 7-10‑х классов: «Не в деньгах счастье», «Не все то золото, что блестит», «Трудный выбор», «Любовь зла…», «За двумя зайцами погонишься…» позволяет понять, какие нравственные ценности прививаются в период подготовки и проведения данных событий.
Как доказывает наш многолетний опыт, театральная педагогика обладает огромным потенциалом формирования у подрастающего поколения духовной культуры - системы ценностей, мотивов поведения, отраженных в мировоззрении, идейной позиции. Театр помогает открыть в себе таланты, предлагает решение важных социальных, морально-этических проблем, формирует личность школьника.

Сергей ЧАРНЕЦКИЙ,
заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1234