​У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.
Карел Чапек

В нашей школе, а ей в этом году исполнилось 60 лет, школьный театр существует с первых дней ее основания. Менялись руководители и названия театра, но он по-прежнему дарит «радость, силу и просвещение» новым юным артистам.
Указом президента 2019 год объявлен Годом театра, цель которого - сохранить и популяризировать лучшие отечественные театральные традиции.
Школьный театр появился еще в конце 1690‑х годов в Москве, в стенах Славяно-греко-латинской академии. К декламациям, диалогам и постановкам спектаклей в академии обращались с тем, чтобы обогатить методику обучения, облегчить понимание сложных понятий, облекая их в образную форму.
В наше время школьный театр - активная форма художественно-творческой самодеятельности детей, где единство психологии, педагогики, эстетики и этики имеет первостепенное значение и создает предпосылки и условия для многостороннего развития личности.
Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» его - еще одна из задач педагога. Для решения этой проблемы каждый педагог выбирает наиболее интересные и эффективные, по его мнению, приемы и методы работы.
Одним из этих направлений можно считать создание школьного театра для развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Как необходима детям сцена и все, что с ней связано: репетиции, общение, выражение своей индивидуальности, приобретение полезных навыков! Занятия театром дисциплинируют. Некоторые ребята, придя на репетицию ради смеха, всерьез проникаются ролью, что меняет их характер. Ребенок, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями.
Театральное искусство предполагает коллективное творчество. В спектакле у всех разные роли, но они объединены общей целью, общей идеей. Успех выступления зависит от успеха каждого актера - это воспитывает ответственность, чувство коллективизма, умение подчинить свои интересы общему делу.
В нашей школе предоставлены все условия для театрального творчества детей.
В первом полугодии мы поставили спектакль «Наша биография», посвященный 60‑летию школы. В нем приняли участие ученики 2‑х и 8-11‑х классов. Ребята переживали друг за друга, с уважением и симпатией общались между собой.
Подготовили спектакль «Под сенью старинного сада» по произведениям А.С.Пушкина, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, А.П.Чехова. Показали мы спектакль в нашем осеннем школьном саду, который окружают старинные московские особняки. Сад, расцвеченный осенней листвой, стал прекрасной декорацией к спектаклю.
Представили спектакль и на IV Театральном марафоне «Страницы русской классики на подмостках школьного театра», который проходил в рамках фестиваля «Наши общие возможности - наши общие результаты».
К 77‑й годовщине Московской битвы с 9‑ми классами мы показали спектакль «Дорогая моя столица». Ребята сами подбирали видеоматериал для спектакля. В сценарии использованы пронзительные письма бойцов с фронта, стихи наших поэтов-фронтовиков: Константина Симонова, Бориса Богаткова, Юлии Друниной.
В этом учебном году Департамент культуры и Департамент образования и науки города Москвы приняли программу «Театр в школе». В рамках этой программы для 5‑х классов в нашей школе были введены уроки актерского мастерства.
В 5‑м классе школьники вступают в новый период - подростковый. В этом возрасте им предстоит пройти важнейший личностный процесс - кризис идентичности. Основное его содержание - формирование нового целостного представления о себе, как о взрослом человеке. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «я». И в этом ему могут помочь занятия актерским мастерством.
Театр - лучшая школа жизни и наглядный источник информации о мире и жизни, дающий великолепный повод для работы мысли. Именно благодаря его познавательной и воспитательной функциям особенно важно приобщение к этому удивительному искусству подрастающего поколения. Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма (физиологические, эмоциональные, психологические, интеллектуальные), реализуя себя наиболее полно. Именно этот навык «включения» в нужный момент различных струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом успешного развития юного существа.
Основными целями введения в школьный курс предмета «Актерское мастерство» были:
- совершенствование творческого потенциала отдельного ребенка;
- совершенствование наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции;
- развитие самостоятельности;
- развитие пластики, владения собственным телом;
- развитие мышления, в том числе ассоциативного типа;
- развитие раскрепощенности, умения держаться на широкой публике;
- пополнение словарного запаса детей;
- совершенствование диалогической и монологической речи.
Кроме того, овладение предметом должно быть направлено на воспитание честности, порядочности, уважения к собственному и чужому труду.
Дети учатся импровизировать в любой, даже самой сложной ситуации, воспроизводить любой характер и образ; приобретают способность разрешать конфликты, выходить из сложных ситуаций; развивать навыки командной работы.
Скромных, зажатых и неактивных детей занятия раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. «Тихие» дети научатся вырабатывать в себе лидерские навыки. Гиперактивные дети найдут на занятиях актерским мастерством выход своей энергии. Ведь там не только читают тексты, разучивают роли, но и играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, ходят на голове и занимаются прочими полезными делами!
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек, который смело мог бы входить в современную ситуацию, без предварительной подготовки, имел бы мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
В качестве итоговой работы за первое полугодие мы провели с ребятами фестиваль басни. Инсценировали 19 басен. Процесс работы над ними был непростым. Главное - заинтересовать, увлечь детей. И, кажется, это получилось!
После новогодних каникул планируем показать спектакль «Сказка о потерянном времени», генеральная репетиция которого уже состоялась.
Н.В.Гоголь сказал: «Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Задача театральных занятий - подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды - чем раньше, тем лучше.

Елена СУЛЬЯНОВА,
педагог-организатор и руководитель театральной студии «Небо в ладонях» школы №1239