Президент РФ Владимир Путин подписал приказ об объявлении 2019 года  Годом народных художественных промыслов и ремесел. В рамках Года народных художественных промыслов и ремесел запланировано проведение выставок, конференций, форумов и круглых столов по обсуждению наиболее актуальных вопросов в сфере развития народных художественных промыслов и образования. Народные художественные промыслы России - это уникальное явление, присущее только отечественной культуре. Это не только материальное производство, но и духовное наследие российского общества. Произведения народных мастеров отражают традиции и историю, миропонимание и мировосприятие многонационального российского народа. Важно, чтобы дети и подростки приобщались к культуре малой родины через региональные традиционные художественные промыслы.  
Несомненно, сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел важны. Но также важно обратить внимание на отношение к народным художественным промыслам в семье. Ведь именно в семье зачастую наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, происходит разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий человеческий капитал, ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, вызывают лишь недоумение.
Межрегиональная ассоциация педагогов предметной области «Искусство» предлагает свое решение этой проблемы. Тем более что предложение по организации и проведению Фестиваля-конкурса семейного творчества по созданию образов героев мультипликационного фильма на основе сюжетов произведений народных художественных промыслов «Семейная мастерская «Чудо-сундучок» поддержано на государственном уровне.
В совместном семейном творчестве приобретают особую значимость такие понятия, как преемственность поколений, творческое развитие ребенка, а также понимание важности существования художественных промыслов России. Можно ли найти такое занятие, которое было бы интересным всем членам семьи - и детям, которые погружены в медиапространство Интернета, активно общаются в социальных сетях, и их родителям? И может ли мультипликация быть тем средством приобщения детей к традициям народных художественных промыслов? Действительно, просмотр мультипликационного фильма интересен разным поколениям в семье. И поколению, которое воспитывалось на сказках народов России, на иллюстрациях И.Билибина, и тем, кому ближе «Маша и Медведь», «Лунтик» и «Смешарики». Лучшие мультипликационные фильмы советского и российского производства не только создают хорошее настроение, но и учат отзывчивости, доброте. К сожалению, не так много фильмов в прокате, которые создаются на основе народной культуры, раскрывая красоту художественных промыслов разных народов России.
Сюжет фильма может заинтересовать ребенка, если идея фильма близка и понятна ему, при этом ребенок сопереживает, радуется, удивляется при малейшем изменении сюжетной линии. Развивается его умение анализировать, передавать впечатление о фильме, ребенок сможет рассказать о сюжете, главных героях, художественных средствах выразительности - цвете, звуке, способах анимации. Если ребенок научится воспринимать фильм, ему будет интересно и самому сделать фильм, почувствовать себя создателем фильма, сформулировать главные идеи сюжета. Это большой объем самой разнообразной творческой работы. Фантазия ребенка безгранична. Ее надо направлять на развитие доброты, умения сопереживать, формирования чувства прекрасного.
Героями мультипликационного фильма могут быть не только люди и животные. Используя различные анимационные технологии, можно оживлять неодушевленные предметы, орнаментальные мотивы, придавать им различные характеры, придумывать неожиданный поворот сюжетной линии. Современные коммуникативно-информационные технологии помогают ребенку при создании мультипликационного фильма. Но для того чтобы получился хороший фильм, нужны разнообразные навыки. Помощь взрослых, педагогов или родителей на этом этапе создания мультипликационного фильма необходима.
В разных регионах страны, в больших города и небольших поселениях существуют клубы, школы, студии, где дети и молодежь учатся делать анимационные фильмы. В Москве на протяжении ряда лет успешно работает медиастудия «Открытый мир», где под руководством Т.В.Городилиной и Ю.А.Клыкова дети школьного возраста учатся создавать мультипликационные фильмы с использованием современных технологий. Эта работа направлена на развитие у ребенка умения относиться к работе творчески. В Рыбинске студией детской анимации руководит И.А.Гришина. По программе «Мы мультипликаторы» ученики 6-7-летнего возраста уже активно участвуют в создании рисованных, аппликационных (в технике перекладки), объемных (кукольных) фильмов. Особое внимание уделяется воспитанию внимательного отношения к окружающему миру,  формированию позитивных чувств, уверенности в творчестве и в жизненных ситуациях.
Мультипликация не единственное средство приобщения детей и молодежи к традициям народных художественных промыслов, к воспитанию патриота, пониманию менталитета, но достаточно эффективное и результативное. В этом можно убедиться, если принять участие в конкурсе. Межрегиональная ассоциация педагогов предметной области «Искусство» приглашает к участию в конкурсе.
Об условиях конкурса можно узнать на сайтах www.https://чудо-сундучок.рф; chudo-sunduchok.ru.

Надежда СЕВРЮКОВА,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИХОиК РАО, член Творческого союза художников России, куратор сектора народной культуры Межрегиональной ассоциации педагогов предметной области «Искусство»