Многие открытия оказывались ложными, постулаты опровергались, и далеко не все придуманное сохранилось в первозданном виде. Но одно изобретение просуществовало до наших дней практически в неизменной форме. И это, конечно же, классно-урочная система, развитая и систематизированная Яном Амосом Коменским и описанная им в его «Великой дидактике» ровно 350 лет назад.
Тогда, в ХVII веке, идея обучать детей приблизительно одного возраста и уровня подготовки в замкнутом пространстве в течение ограниченного периода времени стала действительно революционной и позволила решить важные задачи эпохи развития ремесел, науки и искусства. Но и в последующие три столетия система доказывала свою жизнеспособность, ведь именно люди, обучавшиеся в классно-урочной системе, совершали промышленную революцию и делали величайшие научные открытия.
Но пришел век ХХI. Население Земли превысило семь миллиардов. Доказана гипотеза Пуанкаре, запущен Большой адронный коллайдер, обнаружен бозон Хиггса, Плутон «понижен в звании» и перестал считаться планетой. В нашу жизнь стремительно ворвались Windows, Фейсбук, Википедия. Но главное - доступ к информации стал мгновенным. В любое время. Из любого места.
Остаются ли эффективными традиционные подходы в обучении в эру столь быстро меняющейся реальности? Что мы можем предложить современному ребенку? Нет, не взамен, а в дополнение к столь привычному и удобному для учителя уроку?
А давайте сходим в музей! И для этого есть как минимум три причины.

Причина первая -
новые возможности
Являясь культурным и историческим центром России, Москва всегда предоставляла уникальные возможности для развития ребят. Но сегодня музеи, парки, улицы, стадионы города становятся единой образовательной площадкой. «Город как школа» - это не только восприятие возможностей столицы Департаментом образования и науки города Москвы, это девиз, который в полной мере отражает готовность столицы участвовать в обучении и воспитании школьников.
Вот уже несколько лет в Москве реализуются проекты «Урок в Москве» и «Урок в музее» («Учебный день в музее»). Вы можете провести урок окружающего мира в Мемориальном музее космонавтики, урок физики - в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, а урок английского языка - в Музее метро.
На сайте Городского методического центра размещено более тысячи уроков, разработанных методистами и учителями школ Москвы. С 1 сентября 2017 года московские музеи принимают наших учеников бесплатно. А с начала этого учебного года город предоставляет также бесплатные автобусы для поездки в музей, парк, усадьбу, поэтому теперь возможность провести урок или даже целый учебный день в музее есть у любого учителя.
В каждый последний учебный день модуля для учеников школы №1520 им. Капцовых организуется учебный день в музее. Эта практика появилась еще в прошлом учебном году и в полной мере оправдала себя. Ученики начальных классов уже побывали в Дарвиновском музее, Музее образования, Музее обороны Москвы и в десятках других мест.

Причина вторая -
новые дети
В жизни современного ребенка за неделю может произойти столько событий, сколько у его родителей в детстве происходило за несколько месяцев. Мы живем в ритме мегаполиса, и сегодняшним малышам гораздо труднее ждать. Они не могут подолгу смотреть на падающий снег или горящий костер, не могут выдерживать паузы в диалогах героев фильмов, не могут читать пространные описания природы. В их любимых мультфильмах все мелькает с невероятной скоростью, а герои комиксов общаются при помощи коротких реплик. Восприятие у детей все чаще характеризуется высокой скоростью переключения между фрагментами информации и отсутствием целостной картины окружающего мира.
Музей - это то место, где можно не только увидеть. Современные музеи позволяют потрогать, почувствовать, погрузиться в среду. Ребенок больше не является пассивным слушателем. Интерактивные программы позволяют ему в деятельности и через деятельность понять суть события или явления.

Причина третья -
новые задачи
Еще вчера, когда мы говорили о задачах школы, мы употребляли слова «метапредметность», «конвергентность», «научить учиться».
Сегодня страна строит цифровую экономику и ставит перед школой уже новые задачи. Специалистами определены компетенции цифровой эпохи, среди которых так называемые soft skills («мягкие навыки»), включающие:
- решение проблем;
- принятие решений;
- коллаборацию;
- эмпатию;
- культурное разнообразие;
- стойкость;
- многозадачность.
И снова музей может прийти на помощь школе. Развить эмоциональный интеллект, ощутить и понять разнообразие мира, узнать о проблемах и путях их решения, научиться работать в команде можно, конечно, и в классе на уроке.
Но разве в музее не интереснее?

Юлия МУКОСЕЕВА, методист школы №1520 имени Капцовых