Любовь Духанина является заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, председателем Российского общества «Знание», занимается проблемами учительства как член Центрального штаба Общероссийского народного фронта. О том, что может волновать педагога, она знает не только с позиции народного избранника или общественного деятеля. Она сама педагог - почетный работник общего образования РФ, заслуженный деятель народного просвещения.
Этот «Профсоюзный час» был посвящен различным проблемам учительства: общим для всех и специфичным для определенных регионов. Так, многие сложности, о которых говорила депутат, московской системой образования уже были преодолены.

О законопроектах
Свое выступление на профсоюзном селекторе Любовь Духанина начала с рассказа о законах и законопроектах, которые касаются современных российских школ и учителей. Так, одним из позитивных результатов прошедшего года стало принятие поправки в закон об образовании, закрепившей ответственность муниципалитетов за доставку детей в школы. Однако порой достижением можно считать и то, что определенный законопроект удалось «притормозить». Как тот, что предлагал возложить полную ответственность за оказание медицинской помощи школьникам на учителя.
Также Духанина сообщила о том, что около двух недель назад вместе с коллегами она внесла в Госдуму законопроект о практической деятельности.
- Он связан с практическими модулями при реализации профессиональных образовательных программ, - уточнила депутат. - У нас большое количество медицинских вузов, где студенты не имеют практики. Как один регион не очень приятно пошутил, стоматолог в первый раз за инструмент берется в первый рабочий день.
Как заметила председатель МГО профсоюза Марина Иванова, проблема нехватки практической составляющей при обучении актуальна и для будущих учителей:
- Со студентами педагогических вузов такая же проблема. Сокращены сроки практики. Два месяца совсем недостаточно для того, чтобы войти в класс.

Об ОНФ
Как член центрального штаба Общероссийского народного фронта Любовь Духанина инициирует различные опросы, связанные с образованием. Интересуется мнением родителей школьников и педагогов.
- Вам всем известны мои опросы по заработной плате. Для чего это делается? В том числе для того, чтобы понудить власти регионов к выплате заработной платы, поэтому мы проводим их часто, раз в полгода… Я очень благодарна каждому учителю, который участвует в наших опросах, присылает квитки об уровне своей зарплаты.
Также в рамках ОНФ Духанина занимается проектом «Равные возможности - детям», который нацелен на то, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность посещать хотя бы один кружок дополнительного образования бесплатно:
- Мы действуем через развитие образовательного волонтерства. Сегодня около двух тысяч волонтеров участвуют в этом проекте. Вместе с ними мы открыли на территории России более 800 самых разных кружков - от лозоплетения и бисероплетения до компьютерного программирования и 3D-проектирования. Люди готовы помогать друг другу.
Однако депутат отметила: когда проект был на старте, выяснилось, что деятельность волонтеров не закреплена российским законодательством, поэтому серьезным достижением ушедшего года она считает принятие Закона о добровольчестве и волонтерстве.
От вопросов волонтерства Любовь Духанина перешла к вопросам, которые вызывает трудовая деятельность школьников в рамках образовательного процесса. Для наглядности она упомянула о дилемме сельских школ, в которых говорят о необходимости учить детей сажать деревья, следить за их ростом и т. д., но в то же время опасаются, что наблюдение за яблоневым садом осенью могут счесть не частью образовательной программы, а запрещенным бесплатным трудом.
- Как только мы выходим в общественное обсуждение, родители, конечно, нам говорят о том, что все нужно запретить. При этом ОНФ провел опрос, и более 70% родителей поддержали дежурство в школе, потому что понимают, что навыки самообслуживания тоже нужны, - добавила парламентарий.

Ответы на вопросы
Также гостья профсоюзного селектора ответила на ряд вопросов. Первый из них задала председатель МГО профсоюза Марина Иванова. Марину Алексеевну интересовало, как депутат относится к инициативе установить минимальную зарплату на ставку учителя в размере не менее двух МРОТ в конкретном регионе.
Как отметила Любовь Духанина, такую инициативу можно считать популистским заявлением:
- Звучит еще одна идея - выровнять заработную плату учителей во всех регионах. Не буду комментировать, я ее просто не поддерживаю. Не поддерживаю даже увеличение обсуждений этой темы, потому что это риск для заработной платы учителя Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других городов, где власти справляются с задачей обеспечить внимание к учителю.
Затем свои вопросы задали профсоюзные активисты из разных округов. Например, председатель ППО школы №1533 «ЛИТ» (ЮЗАО) Нелли Новожилова поинтересовалась, какие еще проблемы в учительской жизни видит депутат.
В первую очередь Любовь Духанина отметила, что учителей беспокоит вопрос повышения квалификации. По ее словам, в некоторых регионах нет доступа к Интернету на том уровне, который позволил бы педагогам участвовать в онлайн-обучении.
- Учителя сами говорят о том, что не хватает компетенций, при этом уровень достатка не позволяет обучаться на свои деньги, ездить на какие-либо конференции, чтобы обмениваться опытом… - продолжила она.
Также остается проблема с обеспеченностью школ учебниками.
- Как действуют учителя? Они собирают все, что есть, чтобы у детей были учебники. Я была на открытом уроке и видела, как учитель работал очень индивидуально, дал пять разных заданий по разным учебникам. …И я потом, после урока, тихонечко поинтересовалась, почему так. Она мне говорит: «Любовь Николаевна, даю задания в соответствии с тем, у кого что есть». Вот представьте, какая нагрузка у этого учителя? Даже спланировать домашнее задание по пяти разным учебникам к каждому уроку - это сколько времени нужно! - привела пример Любовь Духанина.
Еще один вопрос задал заместитель председателя ТПО ЦАО Павел Куликов. Он спросил гостя «Профсоюзного часа» об отношении к нововведениям в области аттестации педагогов.
- Я отношусь к этой теме так же, как относится закон об образовании, который говорит, что это ведение региональных органов управления образованием. У нас на сегодня в различных регионах складываются совершенно разные модели, и я считаю, что регион имеет право на свою модель. И поэтому важно, чтобы внутри регионов модель и обсуждалась, и принималась с участием самих педагогов, - ответила Духанина.
Председатель МГО профсоюза Марина Иванова подчеркнула, что профсоюз выступает за сохранение в Москве своего опыта проведения аттестационных процедур, поскольку он действительно облегчает положение учителя, не дает ему дополнительной нагрузки и является достаточно объективным.
Последний же вопрос задали из школы №1228 «Лефортово» (ЮВАО). Профлидер этого учреждения хотел узнать о подробностях проекта по введению новой профессии «цифровой куратор».
Как рассказала Любовь Духанина, цифровой куратор - это специалист, который сможет научить старшее поколение работать с электронными ресурсами и тем самым получить новый источник для заработка. Такими кураторами смогут в том числе стать и старшеклассники.
- ВЦИОМ изучил вопросы социальной исключенности людей старше 60 лет. 63% готовы пойти учиться, для того чтобы просто быть современными людьми и не чувствовать себя изгоями в современном обществе. То есть сегодня у взрослого населения есть серьезная потребность, если хотите, во вторичной социальной адаптации, - уточнила Любовь Николаевна.

Полную запись селектора от 16 января вы сможете найти на сайте video.dogm.mos.ru и на сайте МГО профсоюза mgoprof.ru/?page_id=5074.

Ксения ЗОТКИНА,
главный специалист информационного отдела МГО профсоюза