MatataLab - игровая лаборатория, предназначенная для развития основ программирования в игровой форме у детей 4‑9 лет, однако наш опыт показывает, что на занятиях с применением MatataLab развиваются не только все компоненты деятельности ребенка, а также творческое воображение. Для работы робота не требуется использование мобильных устройств и компьютера. Ребенок на панели управления выкладывает из специальных кодирующих блоков программу движения робота, видеокамера в командной башне считывает информацию и по Bluetooth-соединению передает информацию роботу. Робот выполняет заданную программу и передвигается по полю. Занятия с роботом превращаются в увлекательную игру, в которой участвуют дети с различными образовательными потребностями.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны различные трудности: замедлен процесс восприятия, внимание неустойчиво, дети часто отвлекаются, у них быстро наступают снижение работоспособности и истощение. Они плохо ориентируются в условиях практических заданий, это связано с замедленным развитием функций планирования и контроля деятельности, так необходимых на этапе обучения в школе. Фрагментарность восприятия и неустойчивость внимания приводят к замедлению формирования образов-представлений (в том числе пространственно-временных) и к неумению оперировать ими. Процесс запоминания требует многократного повторения материла.
Для того чтобы повысить познавательный интерес, активизировать непроизвольное внимание, память детей, сделать занятия интересными, используем технологию MatataLab.
Наблюдая за передвижением робота MatataBot, ребята видят результаты своей деятельности и на любом этапе могут внести коррективы в процесс выполнения заданий, это формирует у них функции планирования, контроля деятельности. Возможность использовать различные задания и игровые поля позволяет актуализировать и закреплять знания по одной и той же теме.
Основными принципами работы с игровой лабораторией MatataLab являются проблемное обучение и построение занятий от простого к сложному.
Более подробно остановимся на этапах включения детей в деятельность.
Для тех, кто только знакомится с работой робота, это развитие умения понимать направление движений: поворот влево-вправо, шаги вперед-назад. Вначале дети знакомятся с фишками и учатся ориентироваться относительно себя, играют в игры «Зеркало», «Я робот», «Горячо-холодно» с добавлением простых маршрут-карт, отмечающих их путь до цели с помощью фишек из MatataLab.
В процессе ознакомительного этапа происходит развитие зрительного и слухового восприятия, умения ориентироваться в пространстве, формируется понимание различия пространственных отношений относительно себя, других объектов и на плоскости, происходит развитие внимания и памяти. Параллельно у детей закрепляются порядковый счет и умение соотносить число и количество.
Второй этап работы связан с формированием умения давать команды MatataBot. Дети уже понимают, что обозначают символы, нарисованные на блоках для кодирования. Их задача - выложить путь робота или определить цель по заданному пути. На занятиях мы используем разные игровые поля для робота: с геометрическими фигурами, разноцветными квадратами, цифрами и буквами. Дети осваивают практические манипуляции с роботом, знакомятся с его элементарными движениями. При разборе проблемных ситуаций они наглядно видят результат своих решений, а также могут проверить свои предположения, учатся искать и исправлять совершенные ошибки.
На этом этапе продолжаются развитие и коррекция восприятия и внимания, памяти, закрепляются сенсорные эталоны. В зависимости от полей, используемых в работе, и возраста можно знакомить детей с образами букв и цифр, соотносить число и количество, размер и цвет геометрических фигур. При непосредственном взаимодействии с роботом активно задействуется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Для третьего этапа характерно выполнение творческих заданий. Дети могут «учить» робота петь и рисовать, знакомятся с понятием цикла. Для этого в конструкторе есть специальные фишки. Вначале ребята учатся угадывать мелодии, которые проигрывает робот, наблюдают, как робот рисует по готовому алгоритму, решают проблему нехватки фишек при программировании длинного пути, узнают о принципах построения цикла. Детям можно предложить уже самим подобрать мелодию, найти ошибку в цикле рисования или нарисовать собственный рисунок. В ходе этого этапа дети знакомятся с понятиями «угол», «сторона», «мелодия», «тон», учатся находить похожие элементы в геометрических фигурах, сравнивать два музыкальных фрагмента. В ходе занятий формируется умение решать творческие задачи, происходят развитие и коррекция воображения.
Четвертый этап подразумевает под собой введение соревновательного элемента, дети придумывают задания для противоположной команды или друг для друга, а также дает информацию педагогу о степени усвоения изучаемого материала и динамике или особенностях развития ребенка.
В процессе работы с MatataLab у детей развиваются не только логическое мышление и воображение, но и формируется склонность к техническому творчеству, закладываются основы инженерно-технического мышления.

Надежда БУЛАТОВА,
учитель-дефектолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы