В 2018 году учащиеся 10‑х и 11‑х классов стали призерами конференции «Наука для жизни». Все сделанное позволило нашей школе стать полноправным участником проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе». В академическом классе нашей школы основной упор делается на углубленное изучение биологии, химии и математики.
Параллельно с учебой ребята выполняют учебный проект - свое первое научное исследование, которое длится в зависимости от выбранной темы 1‑2 года, иногда и более, продолжаясь уже в институте. Большинство учащихся выбирают биологический проект по самым разнообразным направлениям - от изучения бактериальной люминесценции до влияния питания на организм человека, от экспресс-диагностики малярии до выращивания хищных растений. Свои исследования они проводят в лабораториях МГУ и других вузов столицы, а также в настоящих НИИ, что позволяет использовать современное научное оборудование. При выполнении своей работы юные исследователи учатся правильно ставить цель, подбирать необходимое оборудование и проводить эксперименты, оформлять и обсуждать полученные результаты, работать с научной литературой. Каждое исследование оформляется в готовый проект, с которым ученик выступает на различных конкурсах и конференциях, что позволяет получить навыки публичных презентаций - неотъемлемой черты современного успешного человека.
Также мы принимаем участие в различных занятиях (лекциях и семинарах), которые проводятся вузами Москвы, что позволяет более ответственно подойти к выбору будущей профессии, ознакомиться с ней как бы изнутри. Спектр таких занятий чрезвычайно широк, поэтому каждый из учеников может попробовать себя в разных направлениях.
Неотъемлемой частью обучения в академическом классе являются биологические практики, проводимые трижды в год: на осенних, зимних и весенних каникулах.
Осенью и зимой они проводятся на Звенигородской биостанции МГУ, а весной - в различных заповедниках или национальных парках России. В последние годы весенние практики были проведены в Щербаковском природном парке, Воронежском, Хоперском и Утришском заповедниках. Таким образом, каждый из учащихся принимает участие в шести практиках.
Каждый день на практике предусмотрены одна или две экскурсии по природным сообществам, а также 1‑2 лабораторных занятия в виде лекции или семинара. К проведению занятий с учащимися привлекаются преподаватели биологического факультета МГУ, Биологического музея имени К.А.Тимирязева и научные сотрудники заповедников. В последние годы в качестве преподавателей привлекаются выпускники школы, что создает атмосферу преемственности и передачи опыта из поколения в поколение.
Роль биологической практики в обучении очень важна. В ее ходе учащиеся помимо приобретения новых знаний и умений выбирают будущие объекты своих исследований и выполняют свои первые исследовательские работы. Также необходимо отметить, что именно после первой практики учащиеся 10‑го класса постепенно становятся настоящим классом из разнородной группы учеников.
Количество научной информации по биологии, химии и любому другому предмету очень быстро растет, поэтому из основного источника знаний учитель превратился больше в наставника, который не столько дает сумму знаний, сколько направляет активность ученика в необходимое русло: помогает в освоении информации, корректирует работу, указывает на ошибки и недочеты. Именно учителю принадлежит ведущая роль в становлении ученика как личности, как полноценного члена современного общества. Работа в профильном классе с мотивированными детьми позволяет учителю самому совершенствоваться и развиваться как профессионалу.

Дмитрий СОЛОВКОВ, учитель биологии и химии школы №1520 имени Капцовых, кандидат биологических наук