Согласно новым образовательным стандартам в начальной школе необходимо обеспечить у обучающихся «формирование моделей безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях» [п. 19.3 ФГОС], «формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме» [п. 19.3 ФГОС].
Стратегия модернизации содержания общего образования определяет основную конечную цель образования - приобретение учащимися набора социальных и личностных компетентностей, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», то есть ключевые компетентности, определяющие качество образования.
Проблема безопасности детей сегодня является одной из самых серьезных, так как опасность подстерегает везде: на дороге, во дворе, в подъезде дома, да и в любом месте, где может находиться ребенок. Каждый родитель беспокоится о здоровье своего чада, но одного беспокойства недостаточно, необходимо систематически и целенаправленно обучать наших детей основным правилам жизни. Считаю очень важным, чтобы дети уже с младшего школьного возраста знали, как избежать возникновения чрезвычайных ситуаций, а если беда случилась, понимали, как себя вести, как оказать первую медицинскую помощь. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. 300000 пожаров ежегодно, при которых погибают 13500 человек (первое место в мире). Поэтому в начальной школе значительное место я уделяю вопросам формирования навыков безопасного образа жизни, в том числе знанию правил пожарной безопасности и умению их применять на практике.
Цель работы: ознакомление детей с причинами возникновения пожара, его последствиями и правилами пожарной безопасности.
Задачи:
    обобщать представления обучающихся о пожарной безопасности;
    формировать умение быстро ориентироваться в чрезвычайных ситуациях;
    формировать умение реально оценивать возможную опасность;
    воспитывать уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;
    воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Направления работы по привитию детям навыков осторожного обращения с огнем:
    профилактическая работа с детьми;
    разъяснительная работа с родителями.
Формы работы с детьми:
    занятия по ОБЖ;
    классные часы;
    участие в творческих конкурсах:
- художественно-изобразительное творчество (рисунки, памятки, плакаты);
- декоративно-прикладное творчество (аппликации, роспись по дереву, вышивка и другое);
- техническое творчество (модели, макеты пожарной техники);
- литературно-сценическое творчество (кроссворды, стихи, рассказы);
- компьютерные презентации;
- экскурсии.
В 2015 году, когда мои ученики были второклассниками, я решила использовать еще одну форму работы по профилактике пожарной безопасности - агитбригадное выступление. Возникла эта идея, когда наш класс решил принять участие в областном конкурсе детско-юношеского творчества на тему противопожарной безопасности «Юные таланты за безопасность» в номинации «Театральное творчество».
Обоснование выбора: агитбригада помогает реализовать большой творческий потенциал учащихся, так как она органично соединяет в себе высокое идейно-нравственное содержание и яркие художественно-привлекательные формы выражения этого содержания.
Цели:
    формирование осознанного участия детей в профилактике противопожарной безопасности;
    воспитание активной жизненной позиции.
В агитбригаде, как в любом творческом театрализованном коллективе, результат зависит от многих факторов: сценария, режиссуры, актерского исполнения, как индивидуального, так и коллективного. Наша агитбригада - это творческая группа единомышленников: учитель, дети и родители.

Этапы работы агитбригады
Работа над программой способствует реализации творческих возможностей и способностей участников агитбригады, повышению их общей культуры.
I этап. Выбор темы и ее ведущей идеи.
II этап. Сбор и обобщение собранного материала.
Когда тема определена и в ней выделены основные вопросы, важно умело подобрать необходимый материал для программы (принимали участие и взрослые, и дети).
III этап. Составление программы (выбор формы выступления, содержания и музыкального сопровождения).
Содержание и форму предстоящего выступления разрабатывала творческая группа родителей, детей и учителя. Участниками агитбригады были все ученики класса. Каждый выбрал для себя форму участия: кто пел, кто танцевал, были ученики, пожелавшие исполнить роль пожарных. Сценарий агитпредставления всегда имеет два аспекта - художественный и психолого-педагогический. Включение различных видов сценического мастерства - песен, стихов, речитативов, танцев, происходящих динамично, задорно, с быстрым изменением мизансцен, - помогает усилить агитационное воздействие на слушателей и зрителей. А музыкальное сопровождение не просто дополняет выступление, а помогает ярче представить картину происходящего. Сценарий является программой воспитательного воздействия представления, поэтому наиболее плодотворным является такой процесс, при котором аудитория получает планируемую идею не в качестве готового вывода, а приходит к ней в результате самостоятельной деятельности. У каждого должно быть понимание практической пользы программы.
IV этап. Оформление выступления.
Оформление нашей агитбригады было простым по форме, помогало создать выразительный зрительный образ с использованием минимума декораций. Агитбригада - это социальный проект. Декорации и реквизит были мобильными, многофункциональными и яркими. Синий палантин - река, красная лента - язык пламени, зеленая накидка - крона деревьев. Весь реквизит был изготовлен родителями.
V этап. Выступление.
Выступление - это результат коллективного творчества. Его задача не оставить зрителей равнодушными, вызвать определенную реакцию, так как агитбригада - важное средство агитации в художественной форме. Участники агитбригады своим выступлением показывали пример своего неравнодушия к сложным проблемам окружающего общества, призывая к их решению своих сверстников и даже взрослых. Это и есть смысл социализации.
Агитбригада, составленная из числа самих учащихся, с одной стороны, совсем по-иному воспринимается ученическим коллективом, так как это уже не назидание учителя, а диалог со сверстником. С другой стороны, ученик, наблюдая за выступлением членов агитбригады, в которой присутствуют не только положительные персонажи, но и отрицательные, получает хорошую возможность увидеть типичные способы поведения детей и взрослых в обществе как бы со стороны. Кто-то узнает себя или своего друга, что заставит их непременно испытать либо чувство неловкости и стыда, либо чувство гордости. Некоторые слова из текста агитбригады пополнят копилку аргументов в пользу или против какого-то мотива поведения. Агитбригада - это современное средство социализации.

Результаты реализации проекта
1. Первое место в областном конкурсе «Юные таланты за безопасность» в номинации «Театральное творчество» (2016 год). Сколько было радости, гордости за свой класс, за свою школу, за себя!
2. Выступление агитбригады на церемонии награждения высоко оценили представители Главного управления МЧС России по Ярославской области и пригласили 2 июня для выступления на стадион «Шинник» на церемонии открытия соревнований среди подразделений добровольной пожарной охраны на звание «Лучшая добровольная пожарная команда Ярославской области».
3. Руководство МЧС России по Ярославской области пригласило 27 декабря 2016 года агитбригаду 3‑го «В» класса средней школы №1 на праздник в КЗЦ «Миллениум», посвященный Дню спасателя.
4. В 2017 году агитбригада «Новое поколение» стала победителем в муниципальном этапе областного конкурса «Юные таланты за безопасность». Ждем результатов II тура.
Бесспорным преимуществом агитбригады перед многими другими является то, что в ней учащиеся получают возможность проявлять гражданскую активность, призывать к чему-то, агитировать за что-то. А чтобы агитировать других, нужно самому быть убежденным в истинности того выбора, который предлагается агитаторами слушателям.
Более того, агитируя других к исполнению гражданского долга, агитатор публично провозглашает свои жизненные убеждения, что вряд ли позволит ему нарушить их в дальнейшей жизни. Это ли не тот важный результат воспитания, к какому стремится школа?

​Людмила ЖИРЯКОВА, учитель начальных классов высшей категории средней школы №1, Гаврилов-Ям, Ярославская область