На сегодняшний день также является уже доказанным тот факт, что так называемые мягкие навыки гораздо важнее огромных объемов информации, усвоенной за период обучения. Навыки эти связаны в первую очередь с критическим и креативным мышлением, коммуникативностью, умением работать в команде и так далее. Кстати, важность всего этого понимали еще в давние времена, этому пытались учить и в советской школе, правда, не всегда успешно. Но сейчас потребность в подобных навыках актуальна как никогда. Мир перестает быть «стационарным» и становится все более и более меняющимся, человеку теперь недостаточно однажды полученных в школе и университете знаний, ему необходимо учиться постоянно, всю жизнь. Время талантливых одиночек прошло, сегодня почти все достижения - результат коллективного творчества, труда, и без «мягких навыков» совершенно не обойтись. Да, прочные знания все равно нужны, их никакими навыками не заменишь. Но, если есть только знания, толку от них будет мало.
Правда, в народе любят повторять,  «кто умножает познания, умножает скорбь», что бывает горе от ума и так далее. Но это уже совсем не о человеческом капитале. Какой толк вам будет от того, что вы выучите наизусть энциклопедию, но не научитесь делать что-то руками, применять эти знания на практике, в конкретных ситуациях? И будет ли обществу польза от вас? Именно поэтому полноценное образование - это не только знания, а еще и умения, навыки, компетенции.
Однако тут есть вот какой момент. Даже если у человека будет все - и огромный запас знаний, и множество самых востребованных «мягких навыков», но не будет желания работать и укреплять экономику страны, вся конструкция в целом тоже будет нежизнеспособной. Иными словами, нужна идея, способная стать неким жизненным стержнем для каждого человека.
А вот это в свою очередь переводит нас в русло разговора о необходимости воспитательной работы, о развитии личности, качествах, которые система образования должна помогать формировать у всех учащихся. Например, необходимо развивать в людях чувство ответственности, повышать их мотивацию, предлагать им (или помогать самим определять) цели и смыслы, ради которых они будут жить, учиться, работать. Не зря же мы постоянно говорим, что наша задача не столько научить человека чему-либо, сколько сделать так, чтобы он сам захотел учиться, расти, развиваться.
Но эту проблему, конечно же, силами одной только школы не решить, нужны совместные согласованные действия учителей, родителей, представителей общественности, власти. И уж, конечно же, одними только уроками тут никак не обойтись. Огромную роль в деле формирования личности играют внеурочные и вне­школьные занятия, поэтому повышенное внимание следует уделять системе дополнительно образования.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ - научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.