Межрегиональная зимняя школа «Учитель года» - уникальное учебное заведение, в котором учатся школьники различных регионов России, а преподают учителя - победители региональных конкурсов «Учитель года». Это учебное заведение краткосрочного действия. Функционирует пять дней в году - в период зимних каникул. А придумал этот проект Владимир Нодарович Головнер, учитель химии школы №1259 Москвы. На тот момент уже существовал и реализовывался проект межрегиональных летних экологических экспедиций, и участники надеялись, что когда-нибудь соберутся в Москве. А так как летом сложно найти место на карте столицы, где можно было бы организовать палаточный лагерь, то и было решено проводить школы зимой, но немного иначе.
Эта программа действует с 2006 года. Основные цели программы зимней школы «Учитель года»: реализация краткосрочных интенсивных образовательных программ обучения групп школьников из различных регионов России в учебных мастерских учителей - лауреатов конкурсов «Учитель года» по их авторским методикам, широкий обмен опытом учителей - лауреатов конкурсов «Учитель года» различных регионов России в форме открытых уроков, круглых столов, мастер-классов,
В работе 14‑й межрегиональной зимней школы «Учитель года»-2019 принимали участие 20 регионов России. Общая численность участников - 150 человек.
В первой половине дня школьники могли принять участие в открытых уроках и мастер-классах. В этом году спектр и тематика были впечатляющими. Рима Ронжина, учитель года Башкортостана-2015, провела практикум по исследованию площадей плоскостных фигур. Марина Никоарэ, учитель года Вологодской области-2011, говорила о противостоянии двух великих императоров и о том, какой вклад они внесли в развитие России. Любовь Бродова, учитель биологии из Калининградской области, очень простым и доступным даже самым младшим участникам зимней школы языком в игровой форме поведала о тайнах простейших. Также участники зимней школы могли поучаствовать в деловой игре «Москва и другие: взгляд изнутри» на занятии Наталии Ковтонюк, учителя года Курской области-2009. Удивительное и эмоциональное путешествие из Таганрога в Вену провел Денис Рочев, победитель конкурса «Учитель года России»-2014, учитель немецкого языка из Ленинградской области. Очень занимательный, с большим фактическим материалом урок «География… старая и новая, знакомая и неизвестная!» провела Елена Давыдова, учитель года Челябинской области-2001. Впервые школьники смогли побывать на уроке Дмитрия Переверзева, учителя биологии из Липецкой области, практикующего исследователя флоры и фауны. На его уроке говорили о фантастической биологии, о мифах и реалиях. На высочайшем уровне прошли уроки Владимира Головнера, лауреата Московского конкурса «Учитель года»-1997. Традиционно учитель химии, победитель конкурса «Успешный учитель Москвы»-2018 поднимает фундаментальные вопросы современной науки. На уроке Надежды Растрепиной, победителя конкурса «Учитель года Дона»-2009, учителя математики школы №1571 Москвы, школьники решали задачи, составленные по литературным произведениям, и находили в них фактические ошибки. В творческой мастерской Татьяны Замятиной, учителя литературы из Нижегородской области, ребята прошли путь от сказки до феноменального блокбастера. На уроке-открытии учителя химии из г. Сарова Оксаны Маляевой говорили о географических открытиях, о настоящем и будущем.
Как никогда, много в зимней школе было представлено интегрированных уроков. Так, чета Буханистовых - Людмила и Александр, учителя года из Новосибирской области, поразили всех уроком «Как видят чай химик и биолог». А учителя года Ставропольского края Ирина Фоменко и Эльвира Шаповало провели занятие по литературе и химии «Цвет как код культуры». Учитель физики из Удмуртии Геннадий Петров вместе с учениками вывел закон сохранения добра. На квесте Татьяны Усовой, учителя года Саратовской области-2011, школьники погрузились в историю партизанского движения на Дону.
Не обошлось в нашем проекте и без уроков физической культуры. Владислав Иванов, учитель года Тверской области-2015, научил детей играть в алтимат и рассказал об альтернативной физкультуре. Учитель французского языка Людмила Бабкина, учитель года Тульской области-2015, провела урок-исследование «Судьбы переплетенья…». Олеся Пинюкова, учитель английского языка из Калужской области, провела урок-игру по мотивам романа Сомерсета Моэма.
Многообразную палитру открытых уроков дополнили замечательные уроки Юлии Терещенко, учителя филологии из Свердловской области, «Речные метафоры на Дону», Евгения Труфанова, учителя года Тверской области-2017, «Исполнители алгоритмов».
Светлана Коблякова, учитель года ХМАО - Югры-2006, на своем уроке показала, как развивать навыки вдумчивой работы с текстом, а Максим Высоцкий, учитель из Ленинградской области, научил редактировать тексты и находить в них фейки и ляпы.
«Самый большой урок в мире» провела Валерия Балтачева, учитель года Удмуртской Республики-2012, на котором говорили о равенстве и дискриминации людей. На уроке Андрея Семке, учителя физики школы «Покровский квартал», победителя конкурса «Учитель года Кубани»-2000, искали жизнь в Солнечной системе и за ее пределами.
Завершалась традиционная программа мастер-классами победителей конкурса «Учитель года Дона». Не обошлось без метаморфоз. Так, на занятии учителя русского языка и литературы Университетской гимназии МГУ им. М.В.Ломоносова Андрея Барашева говорили о происхождениях биологических терминов. Игорь Изюмов, учитель физики из Аксайского района, читал стихи, да так, что все подумали, что перед ними учитель литературы. На мастер-классе Елены Калинкиной, учителя изо гимназии №76 Ростова-на-Дону, мы вдруг заговорили о математике. Это необычно, когда ты можешь творить не на плоскости, а в пространстве, не на холсте, а на обычной бельевой веревке. И это здорово!
Во второй половине дня школьники участвовали в обширной культурной программе: посетили города Азов и Новочеркасск, прошлись по улицам Ростова-на-Дону.
Коллекция золота скифов, палеонтологический музей, памятники военно-инженерного искусства, история Азова не оставили равнодушными участников зимней школы. Экспонаты завораживали, притягивали, вопросы сыпались сами собой. Но отличные экскурсоводы давали не только исчерпывающие ответы. Душевная беседа и интереснейшие подробности переносили всех присутствовавших, словно машина времени, в эпохальные времена.
Поездка в Новочеркасск могла не состояться из-за снежного бурана. Но, видимо, участники зимней школы обладают незримой аурой. Дорога была в идеальном состоянии. Во Дворце атаманов нас встретили душевно, а в залах мы сидели на мягких коврах. Исторические события переносили нас на берега Дона, погружали в атмосферу Маланьиной свадьбы, дарили патриотический дух в сказаниях о победах русского оружия. Старинные боевые знамена, закаленное в боях оружие, медали и ордена той эпохи говорили о многом. В завершение экскурсии по краеведческому музею мы увидели настоящую тачанку. Войсковой собор на центральной площади поразил участников проекта не только размерами, но и прекрасными фресками и росписью.
Завершилась зимняя школа традиционным брейн-рингом, в котором ребята показали хорошие знания.
По итогам работы зимней школы ребята, показавшие хорошие результаты, получили дипломы ЮФУ, а педагоги - благодарственные письма от заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Л.Н.Тутовой.
Подведем итоги.
Во-первых, уроки. Это всегда интересно, это всегда актуально, и это всегда первое, что вспоминается. В копилку, то есть в умные головы наших учеников, попало еще 21 увлекательное занятие, еще 21 час новых знаний, новых решений и новых навыков!
Во-вторых, это новые мастер-классы от победителей конкурса «Учитель года Дона», которые показали нам фундаментальность и многообразие, метапредметность и умение владеть словом.
В-третьих, мы ознакомились с Ростовом-на-Дону. Он совершенно покорил нас своим гостеприимством. И теперь вы тоже можете узнать, что в этом чудном городе казаков-то и не было. Но на набережной батюшки Дона можно сфотографироваться в лодке Аксиньи и Григория Мелехова и вместе с дедом Щукарем! Пройтись по Большой Садовой. На этой улице каждое здание - история. Открыть для себя улицу Пушкинскую. Увидеть модерновые здания музыкального театра - огромный рояль  - и художественного театра - гусеничный трактор. Город очень красивый, а ледоход Дона в начале января - это что-то удивительное, и на это определенно стоит посмотреть!
В-четвертых, зимняя школа встретила сочельник теперь уже традиционным концертом. Чего только не было в программе: трогательные рождественские песни, современные и классические танцы, фортепьянная музыка и битбокс, номера от учителей и от учеников, сценки и пантомимы. Все было, как всегда, душевно, так, как умеют только в экспедиции!
В-пятых, это запоминающиеся вечерние программы для учителей, на которых выступали студенты и кандидаты наук, простые учителя и не очень простые педагоги. Говорили о самых важных и интересных проблемах. О мемах и госпитальной педагогике, об открытом образовательном пространстве и новых пособиях.
От всей души мы благодарим за организацию Южный федеральный университет, Светлану Малькевич, учителя английского языка лицея №11 Ростов-на-Дону, лауреата конкурса «Учитель года Дона»-2013, идейного вдохновителя, Владимира Головнера, учителя химии школы №1259 Москвы, руководителя проекта, всех учителей и волонтеров, «Учительскую газету». Здорово, что первым главным мероприятием в образовании ежегодно становится зимняя школа «Учитель года».

Отзывы участников

Вот такие отзывы оставили ученики, участвовавшие в 14‑й межрегиональной зимней школе «Учитель года» в донской столице.

Елена ОЧЕРЕТИНА, ученица 9‑го класса средней школы №11 Ейска, Краснодарский край:
- Много радостных и хороших эмоций переполняют меня. Очень жалко, что зимняя школа длится всего пять дней. Хотелось бы больше времени провести с новыми друзьями и больше посетить великолепных уроков и мастер-классов. Большое спасибо вологодской делегации за их неповторимость. Спасибо всей моей группе за время, проведенное в проекте, мы сплотились и стали одной дружной командой. Мероприятия были насыщенными и интересными. Я буду очень скучать и ждать лета, экспедицию!

Павел ЛИПАЙКИН, ученик 10‑го класса средней школы №11 Ейска, Краснодарский край:
- В моем календаре красным цветом выделены два мероприятия: зимняя школа и межрегиональная экспедиция. Это незаменимые мероприятия с уникальной атмосферой, талантливыми учителями, замечательными учениками. Симбиоз поражает своими культурой, профессионализмом, эмоциями и неповторимостью. Какие классные уроки, какие замечательные музеи мы посетили, как здорово все прошло! Ни минуты покоя… У меня есть мечта... Вернуться и окунуться вновь в атмосферу праздника.

Полина ВАРШАВСКАЯ, ученица 10‑го класса гимназии №14 Ейска, Краснодарский край:
- Можно лежать все каникулы на диване, а можно провести их с пользой. Интересные уроки, не программные, другие, на которых 45 минут пролетает как один миг, а знаний получаешь целый багаж и маленькую тележку. Интеллигентность учителей, живое общение с легендами конкурсного движения «Учитель года» - редкость, и это подкупает. Все уроки разные, непохожие, заставляют мозг напрягаться и думать! Я счастлива, что провела каникулы в Ростове-на-Дону с интересными людьми!

Настя Кравцова, ученица 10‑го класса гимназии №14 Ейска, Краснодарский край:
- Песни под гитару, новые друзья, древние города Азов и Новочеркасск, открытые уроки, путешествие в буран по набережной Дона - это не пять дней, а целая жизнь! Нестандартные уроки, мастер-классы, экскурсии. Мы побывали в космосе и в микромире, вывели новые определения и перестали пить чай из пакетиков, приняли участие в «Ростовских штучках», говорили о равенстве и дискриминации, выводили формулу добра и говорили о счастье! Счастье - это то, что есть проект «Зимняя школа», и мы благодарим всех организаторов этого праздника.

​Андрей СЕМКЕ, победитель конкурса «Учитель года Кубани»-2000, учитель физики средней школы «Покровский квартал», фото автора