Увы, и первые, и вторые, и пятые, и десятые не очень хорошо формулируют критериальную базу, почти никогда не публикуют состав экспертов, а главное - нечетко определяют «сверхзадачу» конкурса, которая, думается, должна служить общим задачам развития образования, школы и профессиональному росту учителя. Стоит ли говорить, что подавляющее большинство этих конкурсов коммерческие, что эксперты (или члены жюри) не известны педагогическому сообществу, что материалы победителей чаще всего не публикуются (потому ли, что они слабые, потому ли, что всякий заплативший за участие в конкурсе, автоматически победитель)?
Очень многие руководители российских школ, их заместители, отвечающие за конкурсное движение, получают аналогичные письма. И не по одному за день. Скажу откровенно: последние три-четыре года эти полученные мною письма «перелетают» в «мусорную корзину». И в этом, думаю, я не одинока.
Есть, однако, конкурс, который не докучает рассылкой с повторами и напоминаниями, с предупреждениями типа «торопись, а то опоздаешь». Конкурс, само Положение которого уже настраивает на серьезный лад, ничего, кроме кропотливой, вдумчивой работы, не обещает. Я об «Успешной школе», Всероссийском конкурсе, который третий год проводит «Учительская газета».
Сегодня, когда серьезных (глубоких, трудных, умных, с нешуточной конкурентной борьбой и с по-настоящему высокопрофессиональным жюри) конкурсов школ почти не осталось, конкурс «Успешная школа» и важен, и значим, и ценен как для самих конкурсантов, так и для развития отечественного образования в целом.
Не стану подробно анализировать суть конкурса, его Положение, заочные и очные этапные задания-состязания (в которых команде моей гимназии выпала честь участвовать и «абсолютно победить» наряду с четырьмя очень хорошими российскими школами). Но поделюсь несколькими соображениями, почему участвовать в «Успешной школе» стоит.
Во-первых, кажущиеся не такими уж сложными заочные конкурсные задания (10 правил успеха и статья, описывающая одно из них) заставляют конкурсную команду (администрацию школы, да и весь педколлектив) по-новому взглянуть на, скажем так, имеющееся. Что важно: не позволяют просто скопировать текст, посланный ранее на какой-нибудь другой «инновационный» конкурс (из упомянутой в начале рассылки), и уж точно потребуют отказаться от педагогических длиннот в пользу четкости, лаконичности и доказательности собственного конкурсного текста. Сюда, на этот конкурс, нельзя идти с материалами «с чужого плеча» (скопированными, скачанными, надиктованными школе кем-то очень ученым, но далеким от ее реальной, живой жизни).
Во-вторых, Положение конкурса - это одновременно и программа подготовки к нему, и матрица создания конкурсных текстов. Она, матрица, никоим образом не лишает школу «творческости» в подходе к осмыслению и подаче материала, но дает четкое представление о том, «что будут спрашивать».
В-третьих, конкурс, что называется, солидный по составу участников. А это важно, ибо, только соревнуясь с сильными, спрашиваешь с себя строго, только состязаясь с именитыми, не позволяешь себе схалтурить. И среди этих, сильных и именитых, уже на конкурсе по-иному видишь важные вещи, в чем-то еще крепче убеждаешься, над чем-то начинаешь задумываться, в чем-то, ранее казавшемся бесспорным, начинаешь даже сомневаться. Принцип этот действует в любом состязании: творческом, интеллектуальном, спортивном. И в педагогическом тоже.
В-четвертых (и это я уже об очном туре, в который пробиваются всего 15 из почти 300 участников, допущенных к заочному туру), персональный состав жюри (как бы высокопарно сейчас ни прозвучало) делает честь и конкурсу, и 15 школам-финалисткам. Смысл и острота вопросов, заданных командам-участницам в первый и второй конкурсные дни, показывают и глубину, с какой вникают эксперты в суть представляемого опыта, и их заинтересованность в поиске по-настоящему интересных (=успешных) решений насущных проблем, стоящих перед современной школой. Лично для меня крайне важно, что вопросы эти не только про инновации, что они связаны с традициями самой школы-конкурсантки, шире - с лучшими традициями российского образования, которые подчас важнее, чем инновации. Эта самая опора на традиции, даже культ сохранения школами лучшего из своего прошлого опыта, приятно отличает «Успешную школу» от конкурсов, ключевое слово которых «инновация» (да и только).
В-пятых, атмосфера конкурса, создаваемая командой «Учительской газеты», совершенно особая. Я бы определила ее как атмосферу взаимного приятия, взаимной симпатии, взаимной заинтересованности друг в друге и некоем общем результате, который рождается не столько в состязании (кстати, остром и напряженном), сколько во взаимодействии тех команд, которые знают и ЧТО ТАКОЕ «Успешная школа», и КАК нужно действовать, чтобы достичь успеха. Интересное дело: многие секреты успеха у самых-самых разных по сути, «географическому положению», статусу, возрасту, педсоставу школ очень сходны. А это значит, что конкурс позволяет продемонстрировать достаточно универсальные правила (или пути) создания успешной школы, которые можно и даже должно брать на заметку, транслировать, тиражировать.
Здесь дальше могли бы быть и в-шестых, и в-седьмых, и в-десятых. Но (в-главных!) конкурс «Успешная школа» очень значим и очень привлекателен своей открытостью на всех без исключения этапах - от первого объявления до послеконкурсного подробного знакомства с пятеркой абсолютных победителей. Знакомства уже в публикациях учредителя - «Учительской газеты». От заочного знакомства каждого с каждым через публикацию на сайте газеты материалов заочного тура, представленных «пятнашкой», до прямых трансляций конкурсных испытаний, за которыми, без преувеличения, следит большая школьная команда, делегировавшая в Москву пятерых участников. Эта открытость позволяет говорить о конкурсе не как о разовом действе, а как о серьезной (пролонгированной) акции, служащей важному делу, нашему общему делу - развитию российской школы.

P.S. В феврале 2020 года исполняется 30 лет «новейшей истории» нашей академической гимназии №56. Петр Григорьевич! Коллеги и друзья! Мы очень хотели бы видеть финалистов «Успешной школы» (и, разумеется, команду «УГ») на нашем празднике. Тем более что нынешняя победа в конкурсе «Успешная школа» - значимая страница упомянутой «новейшей истории».

​Екатерина ТЕНЮТИНА, заместитель директора академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук