Основные понятия: толерантность, толерантная личность, интолерантная личность, эмпатия.

Оборудование: карточки с определениями толерантности; индивидуальные опросники; общий опросник; материал с описанием черт толерантной и интолерантной личности; текст старинной легенды.

План урока

1. Проверка домашнего задания - упражнение «Пантомима».

2. Работа с опросниками.

3. Черты толерантной и интолерантной личности.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня мы продолжаем вести разговор о толерантности. И этот урок мы посвящаем знакомству с характеристиками толерантной и интолерантной личности, их основными различиями.

II. Проверка знаний учащихся

А) Вначале давайте вспомним определения толерантности. А сделаем это в форме игры «Пантомима». Сейчас я прошу подойти ко мне по одному представителю от каждой группы и выбрать любую полоску, на обратной стороне которой написано одно из определений толерантности. Задача каждой группы - пантомимически изобразить (т.е. без слов, одними движениями и мимикой) свое определение таким образом, чтобы остальные ребята догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку - 3 минуты.

Просмотр пантомим

Б) Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

III. Объяснение нового материала

1. Работа с индивидуальными опросниками.

Учащиеся получают бланки опросника. Учитель объясняет:

- Те 15 черт, которые перечислены в опросниках, свойственны толерантной личности.

Сначала в колонке «А» поставьте:

«+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;

«-» напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.

Затем в колонке «В» поставьте:

«+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк остается у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому прошу вас отвечать искренне.

(См. таблицу).

2. Заполнение общего бланка

Прошу поднять руку тех, кто отметил в колонке «В» первое качество (число поднявших руку подсчитывается и записывается на большом общем бланке, таким образом подсчитывается число ответивших по каждому качеству).

Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантности с точки зрения вашего класса.

Пожалуйста, каждый для себя и про себя сравните ваши представления о толерантной личности с общегрупповым представлением. Сравните ваши представления о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным классом.

3. Знакомство с характеристиками толерантной и интолерантной личности.

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой чертой личности, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

Я прошу вас ознакомиться с основными чертами толерантной и интолерантной личностей, основные, важные моменты мы запишем в тетрадях, а затем сформулируем вывод: основные различия толерантной и интолерантной личностей.

Дети читают вслух предложенный учителем материал. Сравнивают черты толерантной и интолерантной личностей. Делают вывод.

«Чем отличается толерантная личность от интолерантной»

1. Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть представлением о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит «не от расположения звезд, а от них самих». Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп - не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред.

4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части - черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей - плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя - ориентация на других. Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться.

6. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей.

8. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Вывод записывают в тетрадях. Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

IV. Итог урока

Итак, что нового узнали на уроке?

Какие качества присущи толерантной личности?

Какие качества характерны для интолерантной личности?

Как вы считаете, ребята, каковы условия, необходимые для формирования толерантной личности?

V. Домашнее задание

А закончить наш урок мне хочется старинной легендой «Хорошо, что все мы разные»:

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

А дома я попрошу вас повторить тему сегодняшнего урока и поразмышлять на тему: «Как хорошо, что все мы разные!». А свои размышления оформите письменно в виде небольшого сочинения. Можно с рисунками на листах формата А4.

Наталия ГУДОШНИКОВА, учитель граждановедения

Саранск