Например, в Югре с этого учебного года урок шахмат стал обязательным в 1‑4‑х классах, обучение проходят более 76 тысяч детей. А со следующего учебного года новый предмет добавят в программу 5‑11‑х классов. А в Московской области шахматы присутствуют в 295 школах.
На первых уроках ребята знакомятся с историей шахмат, узнают об известных шахматистах, запоминают основные правила, названия фигур. В рабочих тетрадях они записывают, что такое шах, мат и пат, решают диаграммы с помощью шахматной нотации. После большого теоретического блока идет практическая часть, за которую выставляются оценки.
После первого года обучения дети уже могут сами сыграть партию от начала до конца. Потом задания усложняются, и школьники учатся сочетать тактические приемы, находить план игры, видеть угрозы партнера и оценивать позиции. На последнем году обучения они даже разбирают партии чемпионов.
Издательство «Просвещение» выпустило учебно-методический комплект «Шахматы в школе» (УМК), он включает учебник, рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя и учебную программу для каждого года (с 1‑го по 4‑й класс) в бумажной и электронной форме. Учебная программа позволяет начать обучать шахматам в любом классе.
За введением и развитием шахмат в школах следит фонд с соответствующим названием - «Шахматы в школе». С его помощью разработаны учебник, программа и методическое пособие. Они доступны для любой школы и способствуют тому, что дети изучают шахматы в спокойном ритме, не столько постигая сложности старинной игры, сколько приучаясь мыслить стратегически и тактически, уметь управлять шахматными фигурами и своими эмоциями. Общий объем курса - 135 академических часов, 33 часа в первом классе, по 34 часа во втором, третьем и четвертом классах.
Аргументы в пользу обучения шахматам:
- умение мыслить логически и стратегически;
- развитие аналитических способностей;
- усидчивость;
- хорошая память;
- уравновешенность;
- включение в работу сразу двух полушарий;
- искусство «держать удар»;
- уважение соперника вне зависимости от результата;
- способность к быстрой концентрации внимания;
- ответственность за свои действия;
- формирование юного сознания;
- умение принимать поражения и искать выход из тяжелых ситуаций;
- дети, имеющие медицинские противопоказания или освобождение от физической культуры, могут активно играть в шахматы.
А есть ли минусы у занятий шахматами?
Шахматы считаются полезным занятием, но и здесь можно найти несколько минусов:
- малоподвижный образ жизни - мозги тренируются, они и растут, мышцы отдыхают;
- активное занятие шахматами отнимает много времени, его не хватает ни на уроки, ни на прогулки, ни на другие увлечения;
- склонность к депрессиям и негативному поведению при череде проигрышей, особенно если у ребенка есть к этому предрасположенность;
- частые турниры (некоторые из них платные и по выходным дням);
- огромные эмоциональные нагрузки, стресс, например.

Шахматы в школах - успешные примеры внедрения в обучении
Во времена СССР в Молдавской ССР шахматы в порядке эксперимента были введены в школьную программу в качестве обязательного предмета. Это позволило вырастить несколько десятков шахматистов международного уровня.
На данный момент в Нью-Йорке шахматы введены в качестве общеобразовательного предмета во всех школах. Все в соответствии с высказыванием Бенджамина Франклина: «Как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами раскрывают умственные способности».
С 1995 года в Испании школы могут включать шахматы в список обязательных школьных предметов, и уже более 2000 школ воспользовались этим правом. Во многих странах, таких как Азербайджан, Армения, Венгрия, Испания, Мексика, Польша, Турция, шахматы уже давно включены в школьную программу.
Проект «Шахматы в школе» не направлен на воспитание гроссмейстеров. Важно, что изучение шахмат способствует развитию гармоничной личности, развивает математические способности, пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку и многое другое.
- Уроки шахмат помогают детям быстрее осваиваться в школе, - уверена координатор программы «Шахматы в школе» Дарья Носова. - Первый год обучения как раз подходит для первоклассников. Они рисуют, раскрашивают шахматные фигуры, поэтому урок становится и познавательным, и интересным, и творческим.
- Мы планируем, что в будущем число увеличится. Мы также будем готовить учителей начальных классов и преподавателей физической культуры для проведения таких занятий, - отмечает руководитель фонда «Шахматы в школе» Никита Ким.
Чтобы преподавать шахматы, учителя начальных классов и учителя физкультуры проходят курсы повышения квалификации по каждому году обучения.
- Один модуль длится 18 часов, - говорит Дарья Носова. - Главное - преподаватели знают, как работать с детьми, поэтому не обязательно, чтобы у них был шахматный разряд. Будущие преподаватели шахмат после окончания курсов сдают тесты и получают соответствующий документ.
Школа №2090 не стала исключением по внедрению шахмат в обучающий процесс. С прошлого года шахматы включены в школьный курс с первого класса, идет активная работа в параллели 1‑2‑х классов. Также наши учителя прошли курсы повышения квалификации в Московском центре развития кадрового потенциала образования по теме «Организация и проведение учебных занятий по шахматам в школе (1‑4‑е классы)». Активно функционируют два шахматных кружка в двух корпусах школы, где всегда полный класс учеников. Международная шахматная федерация предоставила все необходимое оборудование для проведения занятий в рамках проекта «Шахматы в школе»: современная интер­активная и демонстрационная доски, один комплект учебных пособий (на 30 человек для каждого учителя), полные наборы для игры в шахматы и шашки (доска, фигуры, электронные часы, фишки) и все необходимые методические материалы для ведения обучающей деятельности. Есть все возможности для роста и дальнейшего развития.
Который год школа №2090 активно участвует в турнирах по шахматам и шашкам. В 2017 и 2018 годах мы завоевали второе место на межрайонном этапе городского турнира «Белая ладья». Стоит отметить, что обучающаяся нашей школы стала чемпионкой Москвы по шахматам в 2018 году. Проводятся внутри­школьные состязания между детьми. Многие обучающиеся принимают участие в различных турнирах местного, городского и международного значения. Мы будем активно способствовать развитию школьников в их дальнейшем нелегком пути. Можем только поздравить юных шахматистов, пожелать им дальнейших побед и творческих успехов!
Вот примеры высказываний некоторых родителей, поддерживающих введение изучения шахмат в школе:
«У нас в школе были шахматы в начальной школе. Была явно замечена тенденция - классы, занимающиеся шахматами, быстрее схватывали на лету и были на голову выше в математике, решении логических задачек и при выполнении тестов, чем их сверстники».
«Шахматы довольно хорошо развивают мышление. Сама научилась играть только в 35 лет благодаря своей дочке и могу сказать точно, что соображать я стала намного лучше. Я практически училась шахматам с ней за одной партой. Это одна из самых крутых интеллектуальных игр в мире».
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы», - писал Василий Сухомлинский.
«Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед», - говорит Президент России Владимир Путин.

Владимир ХРИПУНОВ,
учитель школы №2090