Права принадлежат индивиду вследствие того, что он является человеком. Они соотносятся с широким континуумом ценностей, которые универсальны по своему характеру и в некоторых смыслах равно присущи всем человеческим существам.

Британская энциклопедия

В этих представлениях суммировались достижения религиозной, философской, политической и этнической мысли многих народов, сложившиеся в разные времена и эпохи. Поэтому трудно дать однозначное определение этим понятиям. Они связаны с системой ценностей каждого конкретного человека, и прежде всего от самого человека зависит то, что он хочет видеть в этих понятиях. Касаясь вопросов права, мы так или иначе должны затрагивать такие общечеловеческие ценности, как достоинство, свобода, справедливость и т.д., которые также не поддаются однозначному определению.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Всемирная история - это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых нормах.

Гегель

Тема «История происхождения понятия «права человека»

Права человека как идея зародились еще до Рождества Христова, в эпоху античности. Так, например, в своем произведении «Государство» Платон приводит один из диалогов между знаменитым философом Сократом и скептиком Фразимахом. Суть этого диалога заключается в следующем: признается, что поступки, противодействующие властям, также могут быть справедливыми, т.к. власти могут принимать неправильные решения. Следовательно, законы, изданные властью, не всегда являются справедливыми, и нужно оценивать законы и постановления власти на предмет их справедливости. Критерий такой оценки - соответствие человеческих законов божественным - дается в драме Софокла «Антигона». Главная героиня осмеливается нарушить приказ властей, потому что уверена в его несправедливости.

Юридическое оформление критериев справедливости мы можем отыскать в римском частном праве. Именно там фиксируются основные договорные принципы между людьми, которые и мы сейчас считаем справедливыми: 1) «даю, чтобы ты дал» - обмен ценностями; 2) «даю, чтобы ты сделал» - ценность в обмен на услугу; 3) «делаю для того, чтобы ты дал» - услуга в обмен за ценность; 4) «делаю, чтобы ты сделал» - обмен услугами. В римском праве эти договорные принципы регулируют отношения, которые появляются между людьми по поводу собственности. Для нас это представляет интерес как пример создания определенного правового пространства, которое регулируется не волей и прихотью властей, а четкими и признанными договорными принципами.

Однако в античном мире, да и последовавшую за ним эпоху средневековья, отсутствовало понимание человека как обладателя определенных прав. Положение человека в обществе определялось его сословными, имущественными, религиозными, национальными и иными признаками. Такое неравенство, освященное традицией и закрепленное юридически, делало невозможным существование прав человека, поскольку отсутствовал сам «человек» - автономная, суверенная личность, равная с другими. В обществе, разделенном на рабов и свободных, крестьян и сеньоров и т.д., право приобретает характер привилегий для немногих. Так, в 1215 г. в Англии появляется «Великая хартия вольностей», которая закрепила определенные права и свободы для баронов и рыцарей. Великая хартия вольностей предоставляла известную свободу личности, ограждая ее от королевского произвола. Но кроме отсутствия правового равенства отсутствовало представление о естественном происхождении прав.

Однако если мы отвлечемся от исторических реалий, то увидим, что идея прав и свобод человека намного опережала реальные политические условия их осуществления. Принципы равенства людей, божественного происхождения человеческих прав нашли воплощение в ряде мировых религий, и прежде всего в христианстве. Для христиан все люди равны в своей вере в Христа независимо, раб этот человек или свободный, эллин или варвар. К тому же первоначальные преследования христиан привели к представлению о свободе вероисповедания, когда вера является личным, интимным переживанием человека, а не гражданской обязанностью члена античного полиса. Самое раннее упоминание о правах и о защите прав человека мы находим в Библии, а договор между Богом и еврейским народом - это пример представления о божественном происхождении прав.

Решающий шаг к осуществлению прав и свобод человека был сделан в эпоху Возрождения, когда были провозглашены принципы гуманизма. Сама идеология прав человека во многом основана на гуманистическом мировоззрении. Именно тогда в общественном сознании формируется новое представление о правах, которое не совпадает с понятием порядка, закона, власти. Так, например, в книге Пуфендорфа «Основы общего права» (1660 г.) отражена неоднозначность представлений о правах: «Слово «право» кроме значения латинского «jus», т.е. закона или целостной системы законов, а также судебной системы... наиболее часто употребляется для обозначения моральных качеств, позволяющих нам по справедливости управлять людьми или владеть имуществом и вступать в другие имущественные и денежные отношения».

Тогда же, в XVI-XVII вв., сформировалась идея, что права распространяются на всех людей в равной мере. Ричард Овертон в своем памфлете «Стрела, направленная против всех тиранов», относящемся к времени Английской революции, сформулировал ее следующим образом: «Сэр, каждому живому существу от природы дано то свойство, что жизнь его не принадлежит вмешательству или посягательству со стороны, ибо каждый есть личность со своими качествами, своей собственностью, и всякая попытка покуситься на то, что составляет это «я», есть грубое насилие, есть оскорбление самих основ природы, и Закон справедливых отношений между людьми, между вами и мною, единственно таков: никто не властен над моими правами и свободами, как и я ни над чьими; я представляю собой личность со своими свойствами, своей собственностью и заявляю свое «я» - не менее, но и не более того; я не должен преступать пределов данного мне и посягать на права другого человека, над которыми я не властен. Ибо по самой природе людей и рождению их для всех них равно ценны собственность, свобода, независимость».

Тема «Становление принципов прав человека»

Распространение идей права и свободы, прав человека происходило параллельно с развитием государств в Западной Европе и было отчасти реакцией на централизацию власти в этот период. Уверенность в том, что права имеют божественное происхождение, привела к появлению взглядов о первичности прав по отношению к политическому устройству общества, что обладание правами является естественным состоянием человека. Эти взгляды составили основу теории естественных прав, разрабатывающейся на протяжении второй половины XVII-XVIII вв. Наибольший вклад в ее становление внес английский философ и политический мыслитель Джон Локк.

Многие в XVII в. полагали, что если право отождествлять со свободой, а та рано или поздно приведет к своеволию, то общество может погрязнуть во взаимном уничтожении людей, анархии, окажется разрушенным чувство общности (знаменитое определение общества Томасом Гоббсом, старшим современником Локка, гласит: «Война всех против всех»). Локк соединяет принцип свободы с принципом равенства и формулирует естественный закон, который гласит: поскольку все люди равны и свободны, ни один из них не должен наносить ущерба жизни, свободе и имуществу другого. «...Но хотя это есть состояние свободы, это тем не менее не состояние своеволия, хотя человек в этом состоянии обладает неограниченной свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, у него нет свободы уничтожить себя или хотя бы какое-нибудь существо, находящееся в его владении, за исключением тех случаев, когда это необходимо для более благородного его использования». Для обоснования этого естественного закона Локк обращается не к историческим традициям и обычаям, а к здравому смыслу и разуму. Для осуществления естественного закона Локк допускает насилие, но только для самозащиты и восстановления естественных прав человека. «Каждый из нас, поскольку он обязан сохранять себя и не оставлять самовольно свой пост, обязан по той же причине, когда его жизни не угрожает опасность, насколько может сохранять остальную часть человечества и не должен, кроме как творя правосудие по отношению к преступнику, ни лишать жизни, ни посягать на нее, равно как и на все, что способствует сохранению жизни, свободы, здоровья, членов тела или собственности другого».

Политические идеи Джона Локка легли в основу «Декларации независимости», появившейся в результате борьбы североамериканских колоний Великобритании против метрополии (4 июля 1776 г.). Автором «Декларации независимости» является американский просветитель Томас Джефферсон. Он связывает между собой право и свободу, когда пишет, что «все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами», в числе которых названа свобода. Кроме того, «Декларация независимости» основывается на естественном праве и здравом смысле, а не на исторических традициях и обычаях. Она опирается на естественное право граждан менять или низлагать свое правительство и устанавливать те формы власти, которые им представляются наилучшими. Это было практической реализацией принципа примата права над политической властью.

«Декларация независимости», ее идеи и принципы получили продолжение в конституции США, особенно в «Билле о правах», который в виде десяти поправок стал составной частью конституции. Эти десять поправок определяют набор фундаментальных прав и свобод и, самое главное, запрещают правительству проводить в жизнь законы, нарушающие эти права. Так, например, в поправке первой говорится: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати и право народов мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений».

Гораздо больший резонанс в Европе вызвала «Декларация прав человека и гражданина», провозглашенная в ходе Великой французской революции Национальным Собранием. Она продолжает идеи, появившиеся в английской и американской революциях, постулирует свободу, равноправие, однако вносит и новое - принцип разделения властей для наилучшего пользования правами. «Любое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». «Декларация прав человека и гражданина» подверглась критике, особенно в XIX в. К примеру, с критикой естественных прав выступил Карл Маркс, полагавший, что они ведут к росту эгоизма и обособленности, взаимной отчужденности. Гораздо более серьезная критика последовала из уст позитивистов, считавших, что истинные права - лишь те, которые законодательно должным образом оформлены, обоснованно можно говорить только о правах, утвержденных государством и потому осуществимых.

В это время (XIX в.) происходит постепенный переход от понятия естественных прав к понятию прав человека, наиболее употребимому в настоящее время. Суть этого перехода можно обозначить следующим образом: понятие естественных прав исходит из идеи самосохранения, защиты своей собственности от других; понятие прав человека исходит из концепции о человеке как о некой идеальной личности, интересы и потребности которой должны удовлетворяться обществом, другими людьми. Таким образом, понятие права, направленное ранее против других, становится обращенным к другим призывом; признается ведущая роль общества в становлении и поддержании прав, в противоположность природе «...право имеют: 1) личность только как член общества и 2) все общество, члены которого признают некое общее благо своим отдельным благом, необходимым каждому... Всякий человек, исповедующий тот взгляд, что общее благо есть и его личное идеальное возвышенное благо, иначе говоря, всякий нравственный человек способен достойно использовать свои права, т.е. выполнить свою роль в обществе, где свои возможности может реализовать каждый, т.к. каждый признает свободу всякого другого как свою собственную» (Томас Грин «Лекции об основах политического долга»).

Тема «Права человека в XX веке»

В XX в. на первый план выходят другие проблемы, связанные с правами человека. Во-первых, это защита прав меньшинств, выделяемых по признаку языка, пола, религии или национальности, перед лицом большинства. Более того, меньшинства стали объектом международного рассмотрения, особенно после первой мировой войны (14 пунктов президента США Вильсона). Во-вторых, это проблема универсальности прав человека, хотя они являются продуктом западноевропейской цивилизации. Заложенные в них ценности иногда вступают в противоречие с традициями и обычаями других народов. В то же время нарушение прав человека в какой-либо отдельно взятой стране может задеть интересы других государств и привести к войне.

После второй мировой войны страны-победительницы (СССР, США и Великобритания) вместе с другими государствами, подписавшими Атлантическую хартию, создали Организацию Объединенных Наций, главными задачами которой были: 1) сохранение мира и предотвращение новой мировой войны; 2) защита прав человека в мире. В Уставе ООН сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...».

Начав действовать, ООН приняла ряд документов, закрепляющих и защищающих права человека. Самый важный из них - это «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Значение этой декларации в том, что она содержит стандарты, образцы относительно прав человека для соответствующих национальных юридических документов. В связи с принятием этого документа обострилась проблема всеобщности и универсальности прав человека. Когда принимался этот документ, в мире насчитывалось около 70 государств, в настоящее время их количество утроилось, и не везде «Всеобщая декларация прав человека» воспринимается адекватно. Вот как обозначили эту проблему Джек Доннелли и Рода Хауард: «Права человека по своей природе универсальны. Декларация прав человека недаром называется всеобщей, ибо права человека - это права всех без исключения людей, всех мужчин и женщин. Поэтому основной перечень прав человека должен быть более или менее приложим ко всем. Но сущность и поведение человека в известной мере формируются также спецификой общества, частью которого он является. Поэтому универсальность прав человека должна определяться по крайней мере двумя важными факторами. Во-первых, формы, в которых фиксируются всеобщие права человека, могут варьироваться в зависимости от естественных, культурных и политических различий. Например, степень участия народа в управлении государством в разных странах может быть неодинакова. Во-вторых, универсальность прав человека ослабляется тем, что любой перечень таких прав, сколь широко бы он ни признавался разными странами и культурами, отражает определенные, исторически обусловленные мировоззрения конкретной эпохи. Так, в XVII и XVIII столетиях под правами человека подразумевали права мужчин, но не женщин, а о социально-экономических правах (если не считать права на частную собственность) вообще речи не было. Таким образом, даже общепринятый перечень прав человека будет постепенно изменяться по мере того, как общее понимание основных элементов человеческого достоинства и качеств нравственной личности будет меняться в соответствии с новыми идеями и материальными условиями».

Другими словами, происходит переход прав человека из ранга универсальной идеи в плоскость практического воплощения. Появление идеи восходит к истокам человеческой цивилизации, но сама концепция прав человека - явление сравнительно новое, и мы являемся свидетелями того, как она входит в нашу жизнь.

Тема «Право на образование»

Право на образование можно отнести как к той группе прав, которые обязывают общество и государство заботиться о человеке, создавая ему социальную защищенность (социальные права), так и к той группе, которая определяет активность самого человека, его свободу для проявления этой активности (культурные права). Право на образование является непременным условием для любого цивилизованного общества. Впервые это право было закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и получило свое дальнейшее развитие в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в ст. 28 Конвенции о правах ребенка. 14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла специальную Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. Необходимо отметить, что право на образование, закрепленное в Конституции РФ (ст.43) и в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в полной мере отвечает международным стандартам.

Российское государство исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны в Законе «Об образовании» провозгласило область образования приоритетной и определило основные принципы государственной политики в этой области: гуманистический и светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании и др. О внимании к сфере образования говорит и тот факт, что в независимой России первым указом Президента РСФСР стал Указ «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» (от 11 июля 1991 г.).

Важнейшей гарантией права на образование является его доступность. Она определяется двумя факторами: политикой государства в этой области и уровнем материального благосостояния его граждан. При низком благосостоянии, отсутствии возможностей у большинства граждан оплачивать образовательные услуги, как, например, в нашей стране, выход остается один - установить бесплатное образование на всех его уровнях, допуская платность как дополнительный способ обеспечения права на образование.

Гражданам России гарантируется общедоступность и бесплатность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости. В целях реализации права на образование предусмотрена система льгот и материальная поддержка граждан, нуждающихся в особой социальной защите (малоимущие, инвалиды, сироты и др.); государство также предоставляет учащимся, проявившим выдающиеся способности, специальные государственные стипендии.

Однако в политике государства по вопросу доступности образования существует ряд противоречий:

Конституция РФ (ст.43) установила бесплатность дошкольного образования, и в то же время существует плата за посещение дошкольных учреждений (хотя и не очень высокая);

Конституция закрепила бесплатность лишь основного общего образования. Президент РФ своим указом установил бесплатность общего (полного) образования, после чего был соответственно изменен и Закон «Об образовании»;

Конституция предусмотрела бесплатность среднего профессионального образования и на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального образования. В Законе «Об образовании» установлена бесплатность профессионального образования всех видов, начиная со среднего, на конкурсной основе.

По мнению специалистов, для полной реализации права на образование, учитывая реальное материальное благосостояние граждан России, желательна бесплатность и общедоступность дошкольного, общего (школьного) и профессионального образования. Лишь с уровня высшего профессионального образования применяется конкурсная основа.

Необходимо отметить и тот факт, что на практике российские граждане сталкиваются с фактической дискриминацией в сфере образования. Ее существование обусловлено разными возможностями получения образования в городской и сельской местности и в разных регионах страны, неодинаковым качеством получаемого образования вследствие нехватки учителей в отдаленных местностях и в сельских районах, различиями в уровнях материально-технической оснащенности образовательных учреждений и квалификации учителей и т.д.

Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В связи с распадом СССР в весьма сложном положении оказались представители народов Российской Федерации, которые проживают в странах СНГ и на территории Прибалтийских государств. Хотя наше государство взяло на себя обязательство оказывать содействие таким гражданам, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке, но на практике эта проблема остается социально острой и трудноразрешимой. Практически во всех государствах, входящих в СНГ, существенно сократилось количество школ, средних специальных и высших учебных заведений, предназначенных для россиян. Еще острее эта тенденция проявилась в странах Балтии, особенно в Латвии и Эстонии.

Обязательное образование - это тот объем образования, который государство считает достаточным для развития человека, чтобы гарантировать необходимый уровень его знаний, а также экономическое и социальное развитие самого человека. Общепризнана закономерность: чем выше уровень образования граждан, тем выше уровень экономического и социального развития государства в целом. В настоящее время в нашей стране обязательным является основное общее образование, его получение обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Право на получение основного общего образования в общеобразовательной школе с отрывом от производства существует у человека до достижения им возраста 18 лет. Но учащийся имеет право оставить школу до получения обязательного образования, если ему исполнилось 15 лет и есть согласие родителей (или лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием. Вместе с тем исключить ребенка из школы можно лишь после достижения им возраста 14 лет по решению органа управления школой за совершение учащимся противоправного действия: преступления, административного проступка или неоднократного нарушения устава общеобразовательного учреждения.

Важным принципом российской системы образования является его альтернативность, т.е. возможность выбора различных путей образования. Учащиеся имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования (самообразование, экстернат и др.). Даже при получении образования в учреждении, не имеющем государственной аккредитации, сохраняется право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Альтернативное образование имеет как бы две стороны: отвечает потребностям юношества в духовном, творческом поиске и в то же время повышает ответственность каждого за полноту и глубину собственных знаний, за подготовку к выполнению своих социальных функций и гражданских обязанностей.

Право на образование, по мнению Генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему, базовому образованию - оно должно продолжаться всю жизнь, и его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. С помощью образования возможно максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека.

Общество в развитых странах давно осознало общегосударственное значение образования. Поэтому значительная часть бюджета, как отдельных семей, так и государства, отводится на образовательные цели. Тем, кто сомневается в целесообразности значительных затрат на образование, президент Гарвардского университета Дерек Бок ответил так: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».

Система образования, существующая в России, подвергается сегодня коренным изменениям, но это не должно привести к ее слому, для того чтобы на пустом месте формировалась новая демократическая система образования. Российская система образования является общепризнанной в мире, и ее следует лишь развивать и совершенствовать.

Тема «Свобода творчества»

Свобода творчества - одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.

Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.) и Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.). В числе таких гарантий следует прежде всего указать на недопустимость вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Гарантией права на свободу творчества в средствах массовой информации является установление недопустимости цензуры - требования от редакции средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а также наложения запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

С точки зрения гарантий свободы творчества важно, что согласно законодательству право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Для защиты авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность принят пакет специальных законов об охране объектов интеллектуальной собственности. К основным из них следует отнести законы: Патентный (охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов), «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «Об авторском праве и смежных правах».

Объектами авторского права являются литературные, драматические, музыкальные произведения, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, садово-паркового искусства, фотографии, переводы, программы для ЭВМ и др. Автором произведения является лицо, создавшее его. Оно обладает исключительным правом на свое произведение, включающим право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и на его публикацию, право на вознаграждение, на использование произведения. Автор заключает договор с соответствующей организацией на использование своего произведения. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет спустя после его смерти.

Объектами изобретений могут быть устройства (например, реактивный двигатель), способы (например, технология изготовления пластмасс), вещества (например, пластмассы), применение известных ранее изобретений по новому назначению и т.д. Изобретения отличается от рационализаторского предложения: последнее не обладает признаком новизны и изобретательского уровня, а лишь признаком промышленного применения. Техническое усовершенствование является новым лишь в рамках того предприятия, где оно внедряется. Право на изобретение удостоверяется специальным документом, который называется патентом. Он выдается государственным патентным ведомством и действует в течение 20 лет. За это время изобретатель может продать свой патент, передать государству исключительное право на использование изобретения или выдать заинтересованной организации лицензию на временное пользование изобретением. Защита прав изобретателей может осуществляться в административном и судебном порядке.

Бесспорно, свободу творчества можно назвать одним из важных достижений нашего времени.

Тема «Право на пользование культурными ценностями»

Мировой опыт свидетельствует, что сохранение, развитие и защита национальных и общечеловеческих ценностей, памятников истории, интеллектуального и художественного наследия - дело государственной важности. Российские законы гарантируют каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. В то же время все обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

В Международной конвенции об экономических, социальных и культурных правах под культурными правами понимается право на создание национальных, религиозных и других обществ, а не культура в смысле искусства, литературы и т.д. Кроме того, к культурным правам обычно относят право на сохранение и развитие традиций, культуры, которые характеризуют существующие нации, национальные меньшинства, этнические группы. Препятствием для их сохранения могут быть запрещение языка меньшинств, пренебрежительное отношение к культурным ценностям, а также попытки поглотить меньшинство всем обществом. Сейчас в российских школах ведется обучения на 75 языках национальных меньшинств. Возможно, только Индия, Филиппины, Индонезия, Китай, Канада и Великобритания могут сравниться с Россией по числу изучаемых языков меньшинств и охвату населения различными языками.

Право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.

Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере культуры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы (ст.12, 48, 52 Основ законодательства РФ о культуре).

В последнее время усилилось внимание в мире к культурным правам, признано их большое значение. Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают ему стать полезным участником экономического, социального и культурного прогресса общества, своей страны.

К концу XX в. социально-экономические права окончательно встали в один ряд с правами личными и политическими. Для всех стран их реализация является достаточно обременительной, но необходимой задачей. Социально-экономические права - это проявление заботы каждого государства и международного сообщества о будущем человечества.

Антонина ДАНИЛОВА, кандидат исторических наук

Чебоксары