Марина Васильева, директор школы, Оренбургская область:
«Больше всего меня как директора и как учителя замучили отчеты. Нет даже сил порой осмысливать то, что требуется выполнить. Сроки жесткие. Например, вчера пришло письмо после обеда - провести анкету по защите персональных данных и до 15 часов следующего дня отправить сводный отчет. Создается впечатление, что те, кто «по ступеньке» спускает распоряжения и указания, просто не осознают, что все это невозможно выполнить, даже если работать сутки напролет. Во-первых, анкету надо распечатать, во-вторых, разъяснить всем, что это за анкета и для чего нужна, и наконец, надо сделать по результатам опроса сводный отчет и в срок его отправить.
А взять участие в онлайн-уроках... На это требуется не менее двух-трех часов и бесперебойная работа Интернета (что зачастую в сельской местности проблемно). Откуда взялось такое огромное количество месячников? К каждому ведь надо составить план, назначить ответственного (нагрузить лишний раз учителя), провести мероприятие, сфотографировать, составить отчет и в срок отправить. Чтобы провести мероприятие - беседу, конференцию, лекцию, конкурс рисунков, - учителю необходимо время для подготовки.
Вот сейчас идет месячник права, мероприятия к юбилею Конституции, Центр занятости населения предложил конкурс рисунков, сочинений по профессиям, идет подготовка к районному слету волонтеров, проходят уроки финансовой грамотности (онлайн-уроки), активизация работы по ПДД, инструктажи по безопасности… Вообще трудно справиться не только учителю, но и самому ученику сложно всю эту разнообразную работу осмыслить и выполнить.
А еще есть месячник по педикулезу… Но почему школа должна проводить его?»

Татьяна Котова, учитель русского языка и литературы школы №1573, Москва:
«Мы, учителя, те же дети, только большие. Мы тоже нуждаемся в заботе и внимании, сочувствии и понимании. Поэтому-то так понятны нам детские проблемы и «маленькие» беды. Мы тоже хотим иногда расслабиться и помечтать, беззаботно посмеяться, покружиться в танце, съехать с горки не на санках. А завернувшись в куртку, хорошо сидеть у костра и петь добрые и простые песни, возвращаться домой в автобусе и дремать, глядя в окно. Мы об этом совсем забыли в вихре различных олимпиад и конкурсов, рейтингов и проектов. Мы разучились улыбаться (а может, нет сил), разучились разговаривать на отвлеченные темы, давно не были вместе в театре и на дискотеке. В общем, не… не… не…
Когда мы наконец-то поймем, что нам вместе очень хорошо, мы нужны друг другу: мы - нашим детям, а они - нам?.. И тогда школа станет нашим домом, который всех обогреет и объединит. Ведь всем нам так не хватает теплого взгляда, доброй улыбки и слов: «Мы тебя любим!»