Завязка фильма тривиальна, но вполне изящна: Нью-Йорк, 1927 год, неотразимый злодей, белокурый Грин-Де-Вальд с лицом Джонни Деппа, эффектно сбегает от охранявших его представителей МАКУСА (Магический конгресс управления по Северной Америке) и устремляется в Париж, где вскоре начнет собирать армию своих сторонников. Однако прежде чем мы узнаем о планах хитроумного Грин-Де-Вальда, нам предстоит встретиться со старыми знакомыми - очаровательным Ньютом Саламандером (Эдди Редмейн) и малышом нюхлем. Бесконечно добрый и трогательно смешной магозоолог хочет снова получить возможность путешествовать, но британское министерство магии готово удовлетворить просьбу Ньюта только в том случае, если он примкнет к отделу мракоборцев, а также выследит и ликвидирует Криденса Бэрбоуна (Эзра Миллер) - могущественного носителя обскура. Ньют отказывается, но отправиться на поиски Криденса любителю фантастических существ все же придется: разыскать обскура его просит не кто иной, как Альбус Дамблдор (Джуд Лоу), желающий спасти юношу, чья необузданная сила - ключ к победе Грин-Де-Вальда…
Первое, на что обращаешь внимание, погружаясь в историю, - изобразительно-звуковой образ фильма. Мир, как и положено во вселенной Гарри Поттера, отражен подробно, тщательно и красиво: чего только стоят прелестные монстры Ньюта и его новый друг зуву - грозный драконообразный лев снаружи и игривый котик внутри. Чарующий саундтрек и стремительная камера оскароносного оператора Филипа Русло, порой неожиданно меняющая направление, словно лестницы Хогвартса, помогают ощутить ту самую атмосферу волшебства. Магический Париж, являющийся центральным местом действия, - готический, неизведанный город, окрашенный в холодные тона, разбавленные яркими, огненными красками цирка. Это леденящий душу праздник, который навсегда останется в памяти героев, чьи судьбы, затейливо переплетаясь, схлестнутся в кульминации на кладбище Пер-Лашез.
Персонажей в ленте Дэвида Йейтса, к слову, немало: в одном из интервью режиссер отметил, что «Преступления Грин-Де-Вальда» в большей степени multi-character narrative, чем другие фильмы киновселенной. Нам приходится следить за большим количеством героев одновременно, в результате чего не все линии раскрываются в полной мере, да и мотивировки персонажей ясны не всегда. Так, например, Куинни как-то неожиданно легко переходит на темную сторону, да и размолвка волшебницы-легилимента с немагом Якобом выглядят надуманно. Впрочем, не стоит забывать о том, что «Преступления Грин-Де-Вальда» только вторая часть саги из пяти фильмов, и у Джоан Роулинг, несомненно, есть план развития каждого персонажа. Важно отметить, что у «Фантастических тварей» нет литературной основы: Роулинг написала сценарий не по собственной книге, а с чистого листа, что, безусловно, сказалось на драматургии.
Один из самых запоминающихся и привлекательных героев фильма - молодой Альбус Дамблдор, встречи с которым фанаты поттерианы ждали особенно. Надо заметить, не зря: британский красавчик Джуд Лоу, воплотивший на экране десятки колоритных образов - от совершенного робота-любовника до божественного папы римского, - идеальный Дамблдор, горячий и каноничный. По меткому выражению продюсера картины Дэвида Хеймана, харизматичному мистеру Лоу присуще некое озорство, отличающее сильнейшего волшебника своего времени. Образ, созданный актером, выразителен и индивидуален, но в то же время он не вступает в противоречие с привычными нам воплощениями седовласого директора Хогвартса.
Противостоит обольстительному Дамблдору его бывший лучший друг и даже больше, чем друг, Геллерт Грин-Де-Вальд. Образ антагониста с коварными усами и сумасшедшим взглядом Джонни Деппу очень идет. Хотя стоит подчеркнуть, что характер темного мага не раскрывается в достаточной степени и его образ получился однобоким, что, возможно, обусловлено планирующимся продолжением истории. Грин-Де-Вальд - словно гипертрофированное олицетворение опасности слепой одержимости идеей, убежденности в исключительной правильности избранного пути. Цель злодея - покорить маглов и установить господство волшебников над всем миром - вполне себе воплощение нацистской идеологии, даром что подкачала форма усов.
Вообще политические мотивы в картине Йейтса слышны. Мир рушится, ориентиры потеряны, и ты больше не можешь быть в стороне, ты обязан выбрать, за что готов сражаться. Никто больше не имеет морального права замыкаться в своем личном уютном пространстве - прятаться в волшебном чемодане, даже Ньют. Ничего не напоминает? Впрочем, режиссер картины в одном из интервью подчеркнул, что хотя влияние социально-политического контекста на любое творение неизбежно, проблемы, затрагиваемые Джоан Роулинг в сценарии, универсальны и вневременны.
Любовных линий в фильме поистине много - хороших и разных, но самая трогательная из них - история взаимоотношений застенчивого Ньюта и отверженной Литы, возвращающая нас в школу чародейства и волшебства Хогвартс… И снова большой зал с парящими свечами под звездным небом, юные волшебники в мантиях своих факультетов, профессор МакГонагалл, заклинания, совы, детство, мечты…
Для родившихся в начале девяностых история о Гарри Поттере не просто захватывающая сказка, полная магии и чудес, - это синоним детства: что-то щемяще-трогательное, искреннее, далекое и неповторимое. Юные герои никогда не казались нам маленькими, мы росли вместе с Гарри, изучали заклинания, играли в квиддич и сражались с Волан-де-Мортом. А еще тайно надеялись, что письмо из Хогвартса все-таки придет… Как и храбрые волшебники, мы взрослели, ошибались и теряли, но благодаря Гарри и его друзьям твердо знали, что любовь и добро во все времена будут сильнее смерти и зла. И что он всегда рядом - этот дивный магический мир, стоит только отыскать портал в своей душе…
Сказка закончилась, мы как-то вдруг стали большими и серьезными маглами и смирились с тем, что письмо из Хогвартса так и не пришло. Но самая отважная волшебница - Джоан Роулинг - подарила нам необыкновенную возможность прикоснуться к нашему детству, создав новую главу любимой истории и приоткрыв неведомые доселе тайны лучшего из когда-либо сотворенных человеческим воображением миров.