В нашем лицее профильность обучения осуществляется посредством формирования творческих видов учебно-познавательной деятельности в технологическом парке. Технологический парк - это форма дополнительного образования, обеспечивающая интеграцию основного, профильного и практико-ориентированного образования в общеобразовательном учреждении. Миссией нашего технологического парка является осуществление профильной направленности обучения личности, персонализация образовательного процесса, упрощение междисциплинарного взаимодействия, реализация новых образовательных технологий, оснащение процесса обучения современными практико-ориентированными средствами и в конечном итоге создание условий предпрофессиональной подготовки лицеистов.
Основными особенностями нашего технологического парка являются:
- организация дополнительного образования с учетом профильных интересов учащихся, их склонностей к самореализации в практической деятельности;
- ориентация образования на прикладные отрасли научного познания, использование научных методов познания в решении практико-ориентированных задач и проблем;
- обеспечение взаимосвязи общего образования с современной техникой, технологиями, методами производства, раскрывающими ведущие способы научно-практической и производственно-практической деятельности, адекватно отражающими деятельность специалиста в профессиональной сфере;
- реализация способов учебно-познавательной деятельности на основе продуктивных методов проектной, исследовательской, конструкторской, поисковой и изобретательской деятельности учащимися.
Почему именно технологический парк? А потому что в содержании взаимодействия ученика с педагогом лежит процесс реализации образовательных технологий, интересных для ученика и родителей, продуктивных по своей сути и адекватно отражающих деятельность специалиста в той или иной отрасли производства.
Всем известно, что продуктивная теория обучения определяет исследовательский, поисковый, проектный, изобретательский, конструкторский методы познания как эффективные методы активизации потенциальных возможностей учеников в достижении личностно значимых результатов. Каждый из этих методов предусматривает специфические действия и операции, которые раскрывают особенности процесса познания в различных отраслях и сферах жизнедеятельности. Трансформация этих метаметодов познания в образовательный процесс определяет построение образовательных технологий и обеспечивает рефлексию продуктивных способов учебно-познавательной деятельности учащихся в технологическом парке, направленность на современные отрасли производственной деятельности.
Мы глубоко убеждены, что в любой отрасли профессионально-практической деятельности существует целая система способов деятельности, однако при этом в отрасли существует ведущий способ деятельности, который включает комбинацию приемов, раскрывающих специфику профессии, особенности объекта познания и воздействия на объект. Этот способ деятельности характеризуется содержанием определенных действий и операций, которые делают его особенным для той или иной отрасли производственно-практической деятельности. Мы считаем, в образовательном процессе технологического парка необходимо педагогическое воздействие направлять на формирование и развитие именно ведущего способа учебно-познавательной деятельности ученика, адекватно отражающего ведущий способ деятельности специалиста в той или иной профессионально-практической сфере деятельности. Таким образом, можно решать проблему удовлетворения познавательных потребностей личности и осуществлять предпрофессиональную подготовку в рамках общеобразовательного учреждения.
Наши исследования показывают, что специфичными действиями в производственно-практической деятельности естествоиспытателя являются наблюдение за реальными объектами познания, проведение опытно-экспериментальных преобразований над объектами, измерения, получение и анализ результатов этих преобразований над объектом. Для поисковика особо важными являются первичный фрагментальный анализ, постановка цели, розыск и обнаружение информации, объекта или субъекта познания с учетом поставленных целей поиска. Проектант в своей деятельности руководствуется определенным замыслом, формулированием идеи, созданием образа, воплощением образа в форме планов, обоснований, расчетов, чертежей. Инженер-конструктор предусматривает действия по осмыслению объекта в общем виде, изображению эскиза, выполнению сборочного и детализированного чертежа, сборке модели, практической отладке, испытанию модели на практике. Совокупность выделенных содержаний деятельности можно формировать и развивать в образовательном процессе в рамках продуктивных методов познания, образовательных технологий в технологическом парке лицея.
Таким образом, на основе ведущего способа профессионально-практической деятельности специалиста можно смоделировать способы учебно-познавательной деятельности учащихся. Нами разработаны такие способы учебно-познавательной деятельности для профильного обучения, созданы образовательные технологии по формированию продуктивных способов учебно-познавательной деятельности для учащихся, проявляющих профильный интерес к естественно-научной, инженерно-конструкторской, археолого-поисковой, социально-экономической деятельности. Формирование учебно-исследовательской, учебно-конструкторской, учебно-проектной и учебно-поисковой деятельности учащихся в рамках технологического парка является основной задачей, обеспечивающей предпрофессиональную подготовку лицеистов.
Чтобы создать лицейский технологический парк и обеспечить процесс формирования предпрофессиональной подготовки, мы осуществили следующие организационные мероприятия:
1. Мобилизация педагогического и ученического сообщества лицея на идеи ознакомления и изучения современной материально-технической базы продуктивных видов учебно-познавательной деятельности, адекватно отражающих деятельность специалистов в перспективных отраслях производства в рамках технологического парка.
2. Проведение психолого-диагностических процедур обследования интеллектуального потенциала лицеистов на предмет их предрасположенности, склонности, способности, направленности на те или иные отрасли учебно-практической деятельности.
3. Разработка теоретической основы моделирования образовательных технологий формирования продуктивных способов учебно-познавательной деятельности лицеистов в условиях интеграции основного, дополнительного и практико-ориентированного образования в технологическом парке. Определение сущности, структуры и содержания учебно-исследовательской, учебно-конструкторской, учебно-проектной и учебно-поисковой деятельности. Осуществление регламентации этапов процесса формирования (ориентировка, планирование, реализация, представление) способов учебно-познавательной деятельности, определение условий и методик реализации образовательных технологий.
4. Организация семинаров и конференций с педагогами по проблемам профессионального самоопределения личности школьника, реализации индивидуально-групповых форм обучения, осуществление образовательных технологий, адекватно отражающих деятельность специалиста в условиях технологического парка.
5. Привлечение родительского сообщества к вопросам профессионального самоопределения лицеистов. Вовлечение родителей в мир профильных интересов и познавательных потребностей подростков. Организация фондов поддержки и сопровождения продуктивных проектов, исследований, реконструкций, создаваемых учащимися.
6. Заключение договоров и соглашений с производственными предприятиями, научными центрами, профессиональными образовательными организациями о сотрудничестве с технологическим парком, о предоставлении материально-технической базы для проведения практик и практикумов, о материально-технической и финансовой поддержке квантумов, открывающихся в технологическом парке. Привлечение педагогических работников, владеющих методологией профессиональной деятельности по компетенциям «естествоиспытатель», «инженер», «программист», «археолог», «экономист», «эксперт», «врач».
После такой организационной работы нам удалось создать и открыть квантумы технологического парка - площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, на которых обеспечивается переход от теоретического обучения к практическому. Так, нами открыты IT-квантум - площадка, оснащенная современным информационно-технологическим оборудованием; робоквантум, укомплектованный новейшими лего-конструкторами; ноу-хау-квантум, оснащенный цифровым оборудованием, позволяющим автоматизировать и проводить учебный и научный эксперимент; экоквантум - площадка, оснащенная промышленным оборудованием, позволяющая проводить экспертизу и контроль реальных объектов; хемоквантум, укомплектованный оборудованием и методиками проведения химического анализа и оценки фармакологических свойств различных веществ; датаквантум - площадка, оснащенная современными средствами осуществления информационного, визуального, следственного и краеведческого поиска.
Площадки экоквантума, хемо­квантума, ноу-хау-квантума посещают учащиеся, проявляющие интерес к учебно-исследовательской деятельности естествоиспытателя. В лабораториях квантумов проводят исследования учащиеся, проявляющие интерес к естественно-научным знаниям, имеющим естественно-научную направленность в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах деятельности, сориентированной на получение профессионального образования естественно-научного профиля.
Учебно-конструкторская деятельность лицеистов формируется в робоквантуме - мастерской образовательной робототехники. Здесь на занятиях решаются проблемы построения автоматизированных моделей, роботов систем, повторяющих деятельность конструкторов и изобретателей в инженерии. Мастерские посещают лицеисты, проявляющие склонности к физико-математическим и технологическим дисциплинам, интересующиеся техникой и технологиями производства. Результатом продуктивной учебно-конструкторской деятельности лицеистов являются модели роботов, конструкции и технологии, способные решать современные задачи автоматизации и облегчения ручного труда.
Моделирование учебно-поисковой деятельности учащихся лицея осуществляется в датаквантуме. На площадке реализуется образовательная технология формирования учебно-поисковой деятельности учащихся гуманитарного профиля. В различных формах поиска решаются задачи разработки поисковых информационных систем, осуществляется поисковая деятельность в экспедициях, походах, экскурсиях, выполняются реконструкционные работы с историческими объектами. Результатами такой деятельности выступают конкретные объекты поиска, проекты краеведческой работы, поисково-исследовательская деятельность артефактов, восстановление исторических памятников, новые экспозиции в музее.
Образовательная технология по формированию учебно-проектной деятельности реализуется в IT-квантуме для лицеистов, проявляющих способности к математическим предметам и информатике. На площадке решаются задачи математического моделирования и программирования объектов реальной действительности, создаются проекты решения конкретных прикладных задач, пишутся программы сопровождения технологических процессов, учебных занятий, моделируются экономические ситуации развития предприятий. Учащиеся решают конкретные прикладные задачи расчета и сопровождения производственных процессов и производств.
Нами разработаны структуры учебно-исследовательской, учебно-поисковой, учебно-проектной и учебно-конструкторской деятельности. Эти структуры включают специфические действия и операции, которые выполняют естествоиспытатель при проведении исследования объектов природы, инженер при моделировании и конструировании робототехнических объектов, археолог при поиске артефактов и исторической информации, программист при создании программных продуктов прикладного характера, врач-эксперт при диагностике и оценке состояния живых и неживых объектов познания.
Методика формирования представленных выше способов продуктивной учебно-познавательной деятельности осуществляется на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Она раскрывается в квантумах через последовательное прохождение лицеистами этапов формирования умственных действий. Так, в общей методике поэтапного формирования способов учебно-познавательной деятельности мы выделяем этапы: 1) мотивационный; 2) планирование деятельности; 3) освоение метазнаний и способов действий в межпредметной ситуации; 4) контроль и самооценка знаний и способов действий; 5)  рименение новых метазнаний и метаспособов в межпредметной проблемной ситуации творческого характера; 6) рефлексия структуры учебной деятельности; 7) представление и обобщение собственных результатов деятельности; 8) выдвижение новых идей метапознания.
В технологическом парке иная образовательная среда. Это не просто процесс, а специально организованное образовательное пространство для освоения различных продуктивных способов познавательной деятельности, где лицеист овладевает научными знаниями, творческой структурой научно-практической деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к миру вещей и людей, опытом общения, взаимодействия с реальным производством. При этом образовательное пространство не навязывает ученику путь развития через нормативное построение его деятельности, а создает более свободные условия, предоставляя ему возможность самому определить траекторию индивидуального развития. В технологическом парке возникает необходимость самостоятельного поиска таких учебных действий и операций, которые резонируют со способностями и мотивами учения, которые придают учебной деятельности значимый характер. Самоопределение как ведущий способ деятельности позволяет лицеисту самому раскрыться при решении конкретных практико-ориентированных задач с использованием предметных, межпредметных и междисциплинарных знаний.
Важным этапом учебно-практической деятельности лицеистов в технологическом парке является представление результатов своей учебно-практической деятельности. Представление творческого индивидуального образовательного продукта учащимися осуществляется на различных интеллектуальных конкурсах, состязаниях, выставках, олимпиадах муниципального, областного, регионального и всероссийского уровней. При этом лицеисты публикуют и издают вместе со своими руководителями статьи, брошюры, методические разработки, рекомендации по результатам самостоятельной учебно-практической деятельности.
После окончания основного общего среднего образования каждый выпускник лицея защищает свой творческий проект, демонстрирует уровень овладения продуктивным способом учебно-познавательной области, показывает и защищает результаты своих интересов, доказывает практическую значимость. После защиты работы ни у кого из членов комиссии не возникает сомнений в том, что воспитанник осознанно обучался в профильном классе, имеет не только углубленную подготовку по предмету, но еще и владеет продуктивным способом учебно-познавательной деятельности, адекватно отражающей деятельность специалиста, что после лицея он обязательно продолжит творческую познавательную деятельность в высшей профессиональной школе. Выпускник получает свидетельство о предпрофессиональной подготовке, фиксирующее владение им продуктивным способом учебно-познавательной деятельности либо естество­испытателя, либо инженера-конструктора, археолога-поисковика, математика-программиста, врача-эксперта.
Нами не только разработаны теоретические основы формирования продуктивных способов учебно-познавательной деятельности в технологическом парке, но и накоплен большой опыт предпрофессиональной подготовки лицеистов. Модель технологического парка мы представляли на всероссийском, региональном и муниципальном уровнях. Мы точно знаем, что в результате реализации технологического парка нами получена качественно новая образовательная модель интеграции основного, профильного и практико-ориентированного образования с производственными предприятиями, профессиональными образовательными организациями, бизнесом, которая обеспечивает предпрофессиональную подготовку учащихся средствами учебно-познавательной деятельности, отражающей профессиональную деятельность специалиста. Данная модель позволяет раскрыть идеи интеграции естественно-научного, математического и технологического образования в общеобразовательной организации, показать возможности реализации современной системно-деятельностной парадигмы образования на практике, получить новый дидактический и методический материал, обеспечивающий предпрофессиональную подготовку учащихся.
С 2014 года по 2018 год учреждение в рамках развития инновационной деятельности решало проблему создания модели образовательного технологического парка. Результатом этой деятельности стало получение следующих наград и дипломов:
- диплом Челябинского областного координационного центра НТТМ «Интеллектуалы XXI века» Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» за I место в общекомандном конкурсе (Челябинск, 2014 год);
- диплом победителя конкурса «100 лучших школ России» II Всероссийского образовательного форума «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России» (Санкт-Петербург, 2014 год);
- диплом победителя конкурса «100 лучших образовательных учреждений России» Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» по итогам 2013‑2014 учебного года (Обнинск, 2014 год);
- благодарность Челябинского областного координационного центра НТТМ «Интеллектуалы XXI века» Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее - Созвездие НТТМ» (Челябинск, 2015 год);
- диплом лауреата Всероссийского конкурса практической и методической деятельности «Внеурочная деятельность и воспитательная работа в образовательных учреждениях» (Санкт-Петербург, 2015 год);
- диплом лауреата Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров»-2016 (Москва, 2016 год);
- диплом лауреата Всероссийского конкурса «Школа высоких педагогических технологий»-2017, номинация «Школа передовых инновационных технологий» (Санкт-Петербург, 2017 год);
- диплом лауреата - победителя открытого публичного Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций (Москва, 2017 год);
- диплом первой степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лидеры современной школы», номинация «Лучшая управленческая команда» (Москва, 2018 год).
Многие бывшие лицеисты продолжают творческую познавательную деятельность в высших профессиональных образовательных организациях, занимаются научными изысканиями, поступают в аспирантуры, докторантуры по профилю, выбранному в стенах нашего лицея. Тридцать шесть выпускников лицея - аспиранты, докторанты, кандидаты и доктора наук в различных областях медицины, юриспруденции, экономики, техники, биологии, химии, физики, математики, ветеринарии, педагогики, авторы научных статей и монографий.
Научно-педагогический опыт организации образовательного процесса в технологическом парке лицея №13 г. Троицка по обеспечению нового качественного результата обучения представлялся на различных научно-практических конкурсах, выставках, семинарах, конференциях местного, регионального, всероссийского уровней. Опыт представлен в многочисленных статьях, монографиях, учебных пособиях, учебниках, диссертациях и методических рекомендациях. На этом список достижений и побед, к сожалению, обрывается.
…Однако суровая действительность такова, что с начала 2018 года технологический парк лицея №13 закрыт… И не только он. Закрыты, к сожалению, все инновационные программы по формированию метапредметных способов учебно-познавательной деятельности учащихся лицея. Закрыты программа для начальной школы по развитию учебно-конструкторской деятельности учащихся средствами образовательной робототехники, программа предпрофессиональной подготовки лицеистов в технологическом парке, программа адаптивной физкультуры в условиях детской кинезитерапии…
Так решили муниципальные власти города Троицка… У них другое, амбициозное, понимание образования, иные, альтернативные, цели и задачи, принципиально примитивные подходы и бездарные методы управления образованием…
Обо всех остальных мечтах и помыслах приходится теперь говорить с частицей «бы» - «если бы». Но ведь история, как известно, сослагательного наклонения не терпит.

​Сергей СТАРЧЕНКО, бывший директор лицея №13 г. Троицка Челябинской области, педагог-новатор, профессор, доктор педагогических наук