Начнем с того, что моя героиня, как и многие из нас, играла в детстве в школу, писала мелом на импровизированной доске (ворота папиного гаража) слова date, classwork и потом объясняла что-то из школьной программы соседским ребятам. График жизни в пору учебы в школе был напряженным. Она благодарна родителям, которые научили правильно планировать день, задавать себе четкий ритм, организовывать досуг. Участвовала в олимпиадном движении, училась игре на клавишных в музыкальной школе, занималась волейболом. Увлекшись танцами, выступала на городских праздниках, участвовала в конкурсах. Высокая, спортивная, однажды ухитрилась выбить дверь в школе, за что чуть не попала на заседание совета по профилактике. Впрочем, это был только эпизод, о котором сейчас вспоминает с юмором.
Откуда любовь к английскому? Школьная учительница Светлана Ивановна Гарина способствовала тому, позволяла способной ученице замещать себя на уроках, стала настоящим наставником. Анастасия до сих пор сохранила связь со своей учительницей, навещает ее.
Классному руководителю Лидии Степановне Гаевец она благодарна за воспитанное чувство уважения к каждой личности. Вообще Анастасия поддерживала ровные и доброжелательные отношения со всеми своими учителями и вспоминает о них с теплом.
Школьная золотая медаль, полученная в 2009 году, не давала никаких преференций: тогда ввели ЕГЭ по всем экзаменационным предметам. Но как итог учебы вдохновляла.
А потом поступление в Пятигорский государственный лингвистический университет. Тогда с радостным удивлением подумала, что из одного региона с музеем М.Ю.Лермонтова (в станице Тамань Темрюкского района) приехала в другой регион с музеем великого поэта! Уж не карма ли это?.. А творчество Михаила Юрьевича ей очень близко.
Пору студенчества в Пятигорском государственном лингвистическом университете считает золотым временем. Охотно участвовала в конкурсах и олимпиадах по языкознанию, и не только. Важным для обретения уверенности в себе будущих учителей стало участие в конкурсе «Педагогический дебют», который уже стал в университете традиционным.
Среди своих университетских преподавателей Анастасия особо отмечает Любовь Петровну Гусеву, своего научного руководителя. Именно она привила страсть к науке, желание исследовать речевые тактики и постигать прочие премудрости прагмалингвистики. Обе педагогические практики вспоминает с благодарностью.
«Английская» на четвертом курсе стала поистине творческой, основу для этого дал проект «Ярмарка талантов» в рамках конкурса «Педагогический дебют». Студенты как на крыльях летели в школу поселка Энергетик, что в окрестностях Пятигорска. Проводили с ребятами занятия в творческих мастерских (танцы, сценическое искусство, вокал, оригами), и все на английском языке! Какие таланты блистали потом на заключительном концерте!
После окончания университета три года проработала в лицее №48. В 2017‑м стала лауреатом Краснодарского городского конкурса «Учитель года». А затем по семейным обстоятельствам вернулась на Кавминводы. Коллектив ее нынешней ессентукской школы оказался заряженным инициативностью, доброжелательностью, здоровой конкуренцией, взаимопомощью. В первый же учебный год Анастасия выиграла городской, а затем и краевой профессиональный конкурс. Участие в нескольких этапах финальной части конкурса последовательно - это реальное испытание для участника. Марафон в два с лишним месяца! Чтобы его выдержать, нужны уверенность в собственной педагогической состоятельности, кураж, наконец!
Многое в личности молодого учителя стало для меня ясно, когда я прочитал ее эссе, написанное тогда:
«…По школе, где учатся мои «цифровые» дети, крадется призрак фразы «учить нельзя, гуглить», в которой запятая поставлена за нас, учителей. Шикнуть и искоренить? А как же «ребенок как высшая профессиональная и личностная ценность»?..
Тоже искоренить?!
…Сначала возникла идея попросить вечно перепроверяющего меня Гуглом Марка готовить небольшие обзоры фильмов (еще одно его увлечение после Сети). Затем с другом Ромой они откликнулись на предложение подготовить QR-викторину по сравниванию переводов названий кинолент. Увлеклись так, что на классном часе организовали маленький лингвокиносеминар. С Аней, заядлой инстаграмщицей, мы сделали подборку живых чатов для лингвистического анализа использованных языковых средств. А Лева вызвался разработать грамматический тренажер в контексте страноведческой темы «Праздники в Соединенном Королевстве и в России»…»
Вот так энергия, бьющая через край, была направлена в нужное русло.
Молодого педагога очень увлекает тема обучения иностранному языку с опорой на русский и родной для учеников языки. Ведь она живет в многонациональном регионе, на Кавказе. И для своего прагмалингвистического исследования она выстраивает цепочку «английский - русский - родной». Рассказала, как, отрабатывая произношение нескольких английских звуков, привлекла к обсуждению ученика-карачаевца. Оказалось, что некоторые звуки в этих очень далеких друг от друга языках поразительно похожи! В другой раз попросила ученика-грека расспросить свою маму о похожестях в греческом и английском.
Конкурсный урок Ляховец в пятом классе произвел на меня как преподавателя английского сильное впечатление. Смотрел его по фрагментам в Интернете и делал записи.
Тема «Интересы и увлечения». Анастасии постепенно удалось развернуть ее: «Может ли хобби стать профессией человека?»
Но сначала они вместе выясняют, кто из присутствующих an early bird («жаворонок»), а кто a night owl («ночная сова»). Потом начинают обсуждать школьное расписание. Девочка говорит, что обычно у них 5‑6 уроков, а в один из дней - 7. Учитель реагирует моментально и эмоционально: «Это невероятно!» Ученик использует не тот предлог в предложении, и Анастасия мягко исправляет, добиваясь верного варианта словосочетания. Услышав признание, что любимый предмет ученицы музыка, мгновенно реагирует: «Я знаю, что в вашей школе много поют!» Мелочь? Не скажите! Обсуждая действия учеников после школы, Анастасия Борисовна подводит их к выводу: одни их занятия - это просто продолжение того, что они делали на уроках, другие - посещение бассейна, игровые тренировки, хождение в походы - могут стать хобби, увлечением с «большей глубиной погружения».
Учитель обращает внимание детей на карту России и предлагает им отправиться в виртуальное путешествие по родной стране. Она приглашает их к магнитной доске, и они, прикрепляя карточку с названием хобби, говорят, где какое увлечение можно реализовать. «Я наслаждаюсь тем, что хожу в походы у озера Байкал», «Я люблю лазать по скалам в заповеднике «Столбы» возле Красноярска»… На экране появляется красавец Эльбрус. Вопрос учителя: «Where are we now?» «Elbrus», - отвечает петербургский школьник, который, возможно, еще и не бывал в Приэльбрусье. А учительница, улыбаясь, комментирует: «Yes, Elbrus! That’s my region». И не надо переводить. Ученик уверенно вставляет в пробел карточку с названием хобби.
Постепенно учитель ведет детей к осознанию простой мысли: хобби может со временем стать профессией человека. Пример Уолта Диснея, родившегося в бедной семье и, казалось, не имевшего никаких жизненных перспектив, но создавшего из своего увлечения рисованием интереснейшую область искусства, может, и неоригинален. Но использование кинофрагмента, живая английская речь, которую ребята понимали даже при не очень большом словарном запасе, хорошо сработали на достижение целей учителя. Ребята точно восстановили последовательность услышанных предложений, а затем обсудили вместе с учителем весь жизненный путь мультипликатора. Работала вся группа!
Анастасия рассказала мне, что за день до открытого урока она решила ввести в него фрагмент, который сначала не планировался. Рисковала, но ожидания оправдались. Дети услышали гагаринское «Поехали!» («Poyekhali!») и увидели нашего первого космонавта с неповторимой улыбкой на лице. Учитель на английском языке рассказала детям о том, что парень в молодости хотел летать и начал посещать аэроклуб. Стал сначала летчиком, затем космонавтом. Анастасия снова выстраивает логическую цепочку «Hobby - Dream - Profession» и спрашивает: «Может ли детское увлечение, мечта стать профессией?» И дети сами приходят к выводу: да, может, если имеешь желание и упорно идешь к цели.
Многие конкурсанты, вошедшие в «пятнашку», показывали на мастер-классе тот же материал, что представляли на краевом (областном) этапе.
Ляховец переработала мастер-класс полностью! Теперь Анастасия Борисовна была уже не школьным учителем, а преподавателем университета. Пригласив на сцену группу своих соперников-конкурсантов, она дала им непростое задание по теме «Метафора как средство обучения». Наша героиня продемонстрировала глубокое знание материала, умение вызвать заинтересованное обсуждение.
Почивать на лаврах Ляховец не собирается. Чтобы посмотреть работу учителя в старшем звене, я напросился на урок в 10‑м классе. У них она начала работать только в этом учебном году. Говорит, что пока пытается разобраться, кто чем дышит. Вот так, основательно, она подходит ко всему.
Я спросил ее об отношении к ЕГЭ по английскому языку, который будут вводить в обязательном порядке. Тревожит ли ее эта «общая гребенка», не лучше ли ввести базовый и профильный уровни?.. В целом согласилась со мной, но заметила: «Хочется все-таки посмотреть демоверсию этого обязательного». Одну из главных своих целей видит в том, чтобы вывести учеников на уровень мышления на иностранном языке. А еще не забывает, что для учителя, работающего на Кавказе, важно научиться разбираться в социокультурных особенностях народов, нюансах менталитета. Планирует поступать в аспирантуру. Верю, все у нее получится!

Ессентуки, Ставропольский край