Свои таланты раскрыл каждый из конкурсантов. Московский конкурс «Смотрим в будущее» - это старт в «Педагогический дебют». Организатор этого яркого события - Ассоциация содействия развитию образования «Смотрим в будущее». Конкурс проводится при поддержке Департамента образования города Москвы, Московской городской организации Профсоюза работников образования и науки, Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций.
Это представление опыта молодых управленцев. И его цель - развить творческий потенциал «азартных» руководителей образовательных организаций Москвы. Задачи конкурса: представление педагогическому сообществу лучших образцов управленческих проектов молодых руководителей; создание условий для самовыражения творческой и профессиональной индивидуальности, реализации личностного потенциала молодых руководителей; привлечение внимания органов исполнительной власти и местного самоуправления, всех заинтересованных организаций, средств массовой информации, широкой педагогической и родительской общественности к проблемам современного образования.
В конкурсе могут принимать участие директора, стаж работы которых в должности руководителя не превышает пяти лет, и такие же аттестованные заместители директора. При этом возраст участников конкурса не ограничивается.
В декабре в школе №1518 конкурсанты делились опытом своей работы, разговаривали по душам с родителями… учеников 1518‑й и писали эссе на тему, по которой, на взгляд каждого, должно быть организовано широкое и открытое общественное обсуждение (тема выбиралась самостоятельно).
«С течением времени менялся подход к образованию, менялись приоритеты, менялись дисциплины, - пишет один из конкурсантов. - В античное время в школе в основном изучалась философия как способ познания мира и роль человека в этом мире. Школа должна была помочь человеку понять, кто он есть. В прошлом столетии основная задача школы - дать знания. Параллельно с получением знаний ребенок учился общаться, добиваться своих целей, отстаивать свои интересы и так далее. В наше время основная задача - научить учиться, научить видеть и выбирать социально допустимые пути к успешности в обществе (успешность - понятие индивидуальное). Получается, задача становления человека как полноправной единицы общества, сделав несколько витков по спирали, наполнившись новыми возможностями, в глобальном масштабе осталась прежней - познание мира и себя в этом мире».
«Учеба в школе будущего будет такой, - размышляет другой, - что 70‑80% учебного времени школьники будут проводить в физических, химических и биологических лабораториях, технопарках, обсерваториях, компьютерных классах, зоопитомниках, где будут воочию видеть то, о чем сейчас учителя только говорят на уроках, экспериментировать с этим. Появятся секции технического творчества, где будут создаваться и беспилотники, и роботы, и дистанционно управляемые модели машин, кораблей, летательных аппаратов. А особо интересующиеся будут грызть гранит науки и готовиться штурмовать вершины научных знаний в избранной отрасли».
«В новой школе нет потребности обучать, но есть необходимость воспитывать, - считает третий. - Воспитание выходит на первый план, становясь новой ролью школы. Теперь стоит задача не только помочь раскрыться потенциалу каждого ученика, сделав его успешным человеком, но и воспитать в нем верный моральный компас, способствовать становлению целостной культурной личности с чувством патриотизма, уважения к своей культуре, Родине. Новая школа - это команда профессионалов своего дела, вдохновленных и творческих, способных видеть и действовать за привычными границами и шаблонами, создающих место, в которое с радостью приходят как дети, так и родители. Таким образом, школа становится центром жизни города, его сердцем, в котором с радостью проводят свой досуг взрослые и дети, возвращаясь к своему первоначальному древнегреческому значению. Новая школа - это новые возможности, новые задачи, новые решения. Это воплощение той чудесной школы, о которой писали Андрей Жванецкий и Евгения Пастернак. Дети со всех ног бегут в нее, ведь там каждый урок - это новое событие, каждый день - этап проекта, каждая неделя - часть их общего исследования. Каждый ученик засыпает с радостными мыслями о том, что завтра он снова пойдет в школу. И это происходит оттого, что каждый учитель и член административной команды горит своим делом. Все это очень напоминает труппу театра, где каждый занят своей работой, при этом создавая единое целое. Здесь нет места для заучивания правил, разучивания стихов, отработки решения примеров. Нет! Ученики вместе с учителями и родителями ставят реальные, жизненные задачи, решают актуальные проблемы, помогая тем, кто с этими проблемами столкнулся. Необходимые знания приобретаются параллельно решению задач реализуемых проектов. Новая школа - это школа практики, она, как и театр, живет и кипит действием. С той разницей, что конечный результат театра - спектакль, а конечный результат школы - социально адаптированная, культурно развитая, творческая личность».
Каждый из них мечтает о совершенной школе. Каждый из них гордится, что работает в московской школе и создает будущее вместе со своими учениками. О том, кто будет представлять столицу на Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» в номинации «Молодые управленцы», мы узнаем позже. Пока с нетерпением ждем новых поводов удивляться и восхищаться новыми звездами, которые так ярко вспыхнули на конкурсе «Смотрим в будущее».