Прием мне был оказан поистине королевский. А что такое королевский прием для журналиста? Это предоставление огромного объема информации, желание поделиться опытом, показать конкретную работу. Пожалуй, за всю жизнь я не видела столько поющих, танцующих, рисующих, пишущих, снимающих, шьющих, занимающихся спортом и много чего еще делающих детей, а рядом с ними - творческих педагогов, которые, независимо от масштаба студии или творческого объединения, работают энергично, с улыбкой и огромным желанием помочь становлению юного человека.
Побывать во всех филиалах оренбургского дворца за несколько дней физически невозможно - в этом многопрофильном учреждении дополнительного образования, которому два года назад исполнилось 80 лет, 22 отдела, более 300 творческих объединений, в которых занимаются почти 13 тысяч ребят, с ними работают свыше 500 педагогов. Реализуется свыше 300 образовательных программ. 12 детских коллективов носят гордое звание «Образцовый».
Но все-таки я побывала во многих коллективах, устав не от перемещений по городу и общения, а просто от восхищения замечательными людьми - детьми и взрослыми. И везде со мной рядом была неутомимая Наталия Александровна Таскина, еще недавно директор дворца, а ныне - начальник управления по культуре и искусству администрации Оренбурга. Наталия Александровна очень гордится тем, что за время существования дворца через руки его педагогов прошло свыше 500 тысяч детей: «Мы смело говорим, что детство в Оренбурге начинается с дворца, потому что фактически каждый житель Оренбурга так или иначе связан с нашим учреждением. Многие выпускники продолжают обучаться по тем направлениям, которые выбрали здесь. И становятся известными режиссерами, актерами, инженерами, музыкантами. Среди наших выпускников - актеры Вадим Калганов, Виктор Борцов (любимый многими поколениями Савва Игнатьич из «Покровских ворот»)…».
У выпускников есть прекрасная традиция - возвращаться в родные стены в качестве педагогов. Почти все принятые в этом году на работу сотрудники занимались здесь в детстве. В том числе Татьяна Михайловна Гринева. Получив образование, выпускница вернулась во Дворец, доросла до руководителя отдела, стала заместителем директора по воспитательной работе. А сегодня Татьяна Михайловна - новый директор прославленного оренбургского учреждения.
Эта же традиция коснулась и творческой мастерской «Классная компания», театра для особых детей - инвалидов детства по зрению, с ДЦП, умственно отсталых, с синдромом Дауна. «Наши способные воспитанники возвращаются к нам в качестве педагогов. Это дает им рабочие места и зарплату, возможность расти и совершенствоваться», - рассказывает руководитель «Классной компании» Ольга Владимировна Чигодаева. Сегодня в творческой мастерской работают десять выпускников.
То, что здесь особая атмосфера, чувствуется сразу. Вот дети с синдромом Дауна и взрослые разучивают танец, а юная певица Элина записывает песню. Ребята очень старательны, трудолюбивы и внимательны. И педагоги с ними не сюсюкают, требуют по полной, конечно, учитывая состояние и возможности…
Ольга Владимировна объясняет: «Наша главная задача - выявление индивидуальных особенностей ребенка и развитие того, что у него хорошо получается. Вторая сторона медали - обязательная социализация, реабилитация с помощью творчества и искусства. Дети приходят сюда общаться, и мы им даем такую возможность. Многие этого лишены, так как занимаются либо на дому, либо замкнуты в четырех стенах интерната».
Из всего увиденного в хозяйстве Дворца творчества детей и молодежи особое впечатление на меня произвел типографский комплекс. Его купили на призовые сто тысяч, подаренные Общероссийским Профсоюзом образования за победу коллектива на конкурсе «Арктур». Комплекс позволяет прямо на месте, своими руками, оформлять многие необходимые материалы, в том числе методические.
Методический отдел, которым руководит заместитель директора Наталья Николаевна Безызвестных, - один из основных во дворце.
«Нашей методической службе почти четверть века, - рассказывает Наталья Николаевна. - Ее миссия - совершенствование образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогов. Ну а показатель профессионального роста для нас - тот факт, что педагогу недостаточно литературы по своему предмету, он сам разрабатывает материалы, а затем делится своими идеями с коллегами в учреждении и на всероссийском уровне».
Методисты помогают педагогам дворца писать программы. И не ради проформы, отношение к программам и их качеству весьма серьезное.
Наталия Александровна Таскина пора­зила меня, объяснив принципы работы по такому традиционному направлению, как летний оздоровительный отдых. Кстати, дворец - городской методический центр по летнему отдыху (и еще по 11 направлениям)… Так вот, в 2018 году, например, под эгидой дворца в Оренбурге работало 12 лагерей дневного пребывания. «Мы считаем, что лагеря дневного пребывания - не только места присмотра за детьми, - уверена Наталия Александровна. - И организуем их деятельность так же, как работу загородных лагерей. Авторы образовательной программы работают с методической службой, защищают ее на уровне учреждения, выступают с публичной презентацией, выходят на областной уровень. Только когда пройдены все экспертные процедуры, программы допускаются к работе с детьми и на практике доказывают свою состоятельность. В лагерях обязательно есть какая-то легенда. То есть лагерь превращается в мегаполис, город профессий… во что угодно, в зависимости от задумки. Меняются оформление, роли воспитателей - например, они становятся хранителями времени, профессорами. Свои роли получают и дети. Наши разработки второй год становятся победителями Всероссийского конкурса программ летнего отдыха в номинации «Лучший программно-методический комплекс».
Говорить о дворце творчества можно бесконечно, потому что практически бесконечно разнообразна его деятельность. Уверена, что на страницах «МП» еще не раз посчастливится вернуться к рассказу об этом удивительном учреждении. Еще и потому, что с Оренбургской областной организацией профсоюза у коллектива тесное и дружеское сотрудничество. Так, для поездки на «Арктур» материальную помощь выделил именно профсоюз. Председатель обкома Алексей Гутарев очень ценит и дворец, и систему допобразования вообще: «Какой объем работы приходится выполнять учреждениям дополнительного образования! Потрясающая многопрофильность».
Замминистра образования Оренбургской области Маргарита Крухмалева отмечает, что в регионе, одном из немногих, сохранили систему дополнительного образования, не закрывают учреждения. И все это благодаря межведомственному сотрудничеству власти, профсоюза и самих учреждений. А результат: «Дополнительное образование у нас доступно для всех слоев населения. Выстроено сетевое взаимодействие дополнительного образования с общим, средним профессиональным и высшей школой. Мы смотрим на дополнительное образование как на государственный институт воспитания».
Значит, дворец будет жить. Придут в него новые дети. И будут счастливы!