На совещании собрались более 800 человек - представители органов управления образованием субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти (Минкультуры России, Минспорта России), педагоги и руководители организаций дополнительного образования, школ, организаций отдыха детей и их оздоровления. Для участников было важно услышать не только здравицы и констатацию факта, что да, у нас прекрасная система дополнительного образования, где в различных направлениях задействовано более 15,5 миллиона детей. Согласно данным Министерства просвещения РФ на сегодня 71% детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачено системой дополнительного образования.
Нужно было сказать и о болевых точках, представить опыт решения проблем в регионах и отдельных организациях. Поэтому важной частью совещания стали секции, прошедшие в формате круглых столов, презентационных площадок, дискуссионных площадок, панельных дискуссий. В первый день таких секций было 16, во второй - 15. Темы самые актуальные, напрямую касающиеся практики работы педагогов и организаций допобразования: модели финансирования, кадровое обеспечение, организация отдыха и оздоровления, цифровое образовательное пространство, профориентация, детские общественные объединения и так далее. В работе дискуссионных площадок принимали активное участие члены Совета по вопросам дополнительного образования детей при Центральном совете Общероссийского Профсоюза образования. А одним из модераторов экспертной дискуссионной площадки «Профессиональный и карьерный рост педагогов дополнительного образования: развитие компетенций, повышение квалификации» стала Татьяна Викторовна Куприянова. И это не случайно. Одна из актуальных задач Общероссийского Профсоюза образования - способствовать повышению квалификации педагогов. Отсюда - поддержка профессиональных конкурсов. И не только поддержка, но и создание новых. Именно профсоюз был инициатором конкурса программ развития организаций дополнительного образования детей, уже несколько лет успешно проводит его вместе с Министерством просвещения РФ. Татьяна Куприянова объяснила: «Мы очень пристально, с большим вниманием, относимся к собиранию талантов, профессионалов, которые помогут всем нам дальше идти по пути профессионального развития. Это может послужить самым мощным ресурсом для дальнейшего развития всей системы дополнительного образования детей».
Директор Центра социально-экономического развития Высшей школы экономики Серей Косарецкий на совещании говорил об этом конкурсе как о мероприятии, способствующем решению важной задачи - повышение качества массового дополнительного образования. «Мы научились создавать блестящие инновационные проекты, в которых концентрируются талантливые дети, появляются замечательные разработки, но может оказаться, что задача повышения качества массового дополнительного образования более сложная, требующая большей изобретательности», - отметил он. Где сосредоточено массовое дополнительное образование? Как показывает статистика - в муниципальном секторе. «Это небольшие дворцы, клубы, центры в малых городах России, где пока еще не созданы «Кванториумы», куда не проникли франшизы. А также организации дополнительного образования в школах. Этот сектор, к сожалению, далек от того облика, который хочется описывать в юбилейный год. С 2008 по 2017 год сеть сократилась примерно на 3000 организаций».
Сергей Геннадьевич сказал и о ключевых проблемах, заявленных в Концепции развития дополнительного образования, - вопросе доступности, увеличении охвата и вопросе изменения, обновления дополнительного образования в ответе на новые вызовы.
О вызовах говорил другой выступающий, заместитель министра просвещения РФ Ирина Потехина: «Никогда еще педагогам не было так трудно, как сегодня. Потому что сегодня мы с вами имеем дело с первым в истории человечества поколением детей, которое родилось в эпоху Интернета. Это другие дети. Они разговаривают фотографиями, они отправляют друг другу видео. Они живут уже в другой среде. Нужно менять подходы к тому, как мы с этими детьми взаимодействуем. Сложнейший вызов - удерживать внимание детей, которые живут в Интернете. На все эти вызовы гораздо быстрее и эффективнее отвечает система дополнительного образования. Она становится драйвером развития всего образования».
Основа системы дополнительного образования - ее кадры, педагоги, их система воспитания, которая способствует развитию личности каждого ребенка. Логично, что параллельно с мероприятиями совещания проходили испытания финала Всероссийского конкурса «Воспитать человека», в котором приняли участие педагоги из 21 региона. Экспертом конкурса стал заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования профсоюза Евгений Романенков.
Конкурсанты презентовали личный контент-план, прошли собеседование с экспертами по авторской разработке воспитательного события, составляли кейс, решали текстовую проблемную ситуацию, комментировали видеокейс из известного фильма, принимали участие в дискуссионной площадке «Моделирование воспитательного пространства», выступали с трехминутной речью на тему высказывания Теодора Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».
Лауреаты и победители были представлены участникам совещания на церемонии закрытия. Их наградил заместитель министра просвещения РФ Игорь Михеев. Лауреатами в номинации «Воспитание в учебной деятельности» стали Светлана Кузичкина из Московской области и Ксения Уткина из Санкт-Петербурга. Победителем в этой номинации названа Светлана Бордукова из Красноярского края. Лауреаты номинации «Содействие развитию детских общественных организаций» - Ольга Виттер из Калининградской области и Нина Васильева из Омской области. Победитель - Анастасия Афанасьева из Санкт-Петербурга. Звание лауреатов в номинации «Воспитание во внеучебной деятельности» заслужили Татьяна Продиус из Калининградской области и Елена Черемисина из Тамбовской области. Абсолютным победителем Всероссийского профессионального конкурса «Воспитать человека»-2018 названа Ольга Мальянова из Нижегородской области.
Специальный приз профсоюза Татьяна Куприянова вручила учителю математики и информатики Селезянской средней школы Челябинской области Наталье Коркиной.