На одном из уроков у шестиклассников появилась идея узнать о традициях и особенностях празднования Нового года в разных странах. Мне эта идея понравилась, и мы приступили к реализации проекта. Класс разделился на команды по пять человек в каждой, а всего шесть команд.
Каждая команда собирала информацию о том, как Новый год проходит в одной из шести стран. Выбор стран делали сами ученики, которые остановились на Англии, Италии, Германии, Швеции, Китае и Японии. Затем обучающиеся сделали компьютерные презентации, посвященные празднованию Нового года в этих странах. Мы решили объединить собранные материалы в один проект, позволяющий сравнить национальные новогодние традиции между собой. А поскольку из-за разницы часовых поясов 1 января в разных странах начинается в разное время, мы можем проследить, как Новый год приходит в мир.
Далее мы создали мультимедийную карту, по поверхности которой можно перемещаться, кликая мышкой по нужной стране. При нажатии открывается окно, посвященное Новому году в выбранной стране: запускаются презентация, видеоролик, а для закрепления пройденного можно ответить на вопросы и проверить ответы, нажав на значок «проверь». На уроке мультимедийная карта располагается на интерактивной доске.
На занятии мы узнаем о праздновании Нового года в мире в том порядке, в каком Новый год проходит.
Поэтому мы начинаем с Японии - Страны восходящего солнца. Так, в Японии Новый год встречают 108 ударами колоколов в буддийских храмах, что соответствует числу пороков, растворяющихся с каждым ударом колокола. После финального удара тысячи людей выходят на улицы. По всему дому японцы расставляют ивовые или бамбуковые ветки, а вместо елки наряжают сосну, украшая ее мандаринами. А накануне праздника покупают грабли, чтобы «нагрести побольше счастья в дом».
В Китае в Новый год все статуи Будды в храмах и монастырях почтительно омывают чистой водой из горных источников. А сами люди обливаются водой в тот момент, когда другие произносят в их адрес новогодние пожелания счастья. Поэтому в этот праздничный день все ходят по улицам в насквозь промокшей одежде.
В Германии, как только часы начинают отбивать 12 раз, люди любого возраста залезают на стулья, столы, кресла и с последним ударом все вместе с радостными воплями впрыгивают в Новый год. А в башмаки заранее кладут сено, потому что считается, что Санта-Клаус приезжает на ослике.
В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Лючию. Ее наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажженными свечами. Лючия приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке - сливки, собаке - косточку. В праздничную ночь улицы ярко освещены.
В новогоднюю ночь в Италии, как только пробьют часы, жители выбрасывают из окон старую мебель. Считается, что освободившееся место непременно займут новые вещи.
В Англии о приходе Нового года возвещает колокол, но звонить он начинает раньше полуночи и делает это «шепотом», будучи укутан в одеяло. В дни празднеств в театрах идут спектакли по мотивам английских старинных сказок и легенд. А еще в Англии все обмениваются поздравительными открытками. И это не случайно, ведь первая открытка появилась именно в Англии в далеком 1843 году.
Ознакомившись с новогодними традициями, учащиеся отвечают на вопросы по изученному материалу.
При переходе от одной страны к другой проекты, посвященные им, остаются на карте мира, занимая часть экрана и образуя в конце концов своеобразный новогодний калейдоскоп.
При работе над проектом мы не забывали, что Новый год - один из немногих праздников, которые отмечаются по всему миру. И при всем разнообразии новогодних традиций их смысл один: как новый год встретишь, так его и проведешь.
Мы сделали вывод, что новогодние традиции в разных странах необычны, но все они заслуживают уважения. И все же с особенным размахом Новый год отмечают в России. В нашей стране это один из главных праздников. Недаром большинство учеников на вопрос: «Какие праздники вы больше всего любите?» ответили: «День рождения и Новый год».
Каждый ученик - личность, которая заслуживает уважительного отношения. И я стараюсь научить ребят уважительно относиться друг к другу, уметь слушать, работать в команде, не подавляя, а поддерживая друг друга. И в этом тоже мне помогает Московская электронная школа - образец совместного творчества всего педагогического сообщества города. МЭШ всегда готова прийти на помощь своими сценариями каждому учителю и способна придать новый ракурс подаче материала.
Для меня мультимедиатехнологии в образовании - это познание, открытие, деятельность, это развитие, рост, самореализация, интерес, выбор, уверенность, профессионализм.

Гельсиня КАРИМОВА,
учитель географии школы №1504