- Елена Хасымовна, на что ориентирована образовательная модель комплекса «Воробьевы горы»?
- Уникальная образовательная модель, реализуемая в центре «Воробьевы горы», в идеале понятная и воспроизводимая модель интеграции общего и дополнительного образования, работающая на город и городскую экономику и на выходе предлагающая городу тех людей, которые ему конкретно нужны.
Эта модель может быть реализована через матрицу непрерывного образования «от дошкольной группы до корпорации». Международные аналоги основаны на том, что центры дополнительного образования работают по заказам корпораций. У нас пока примеров такого заказа нет, но потенциальные заказчики есть. «Воробьевы горы» - образовательный комплекс, где реализуются все уровни образования, кроме высшего. Поскольку в нашу структуру входят и школы, то важно найти баланс между ориентацией дополнительного образования на академические результаты, творческое развитие личности или сохранение и укрепление здоровья. Нам необходимо всерьез подумать о совершенствовании системы оценки качества и как будут конвертироваться результаты работы. Как сейчас выстроена система оценки? Какой статистикой мы располагаем и на что она ориентирована? Например, процент перехода из дошкольных групп в первый класс нашего же образовательного комплекса, охват детей дополнительным образованием внутри системы и сколько детей к нам ходит на допобразование из других школ. Далее - результаты сдачи ОГЭ, ЕГЭ, результаты участия в олимпиадном движении. Последний отчет, который мы сдаем, - количество детей с хорошими результатами по ЕГЭ, куда они поступили (бюджетные места или внебюджетные, московские вузы или иные). По колледжу - мы отслеживаем трудоустройство наших выпускников в первый год. Вся статистика нацелена на ответ на вопрос «как?». Как мы достигаем хороших результатов по окончании школы. Ответ на вопрос «зачем?» непросто найти. Получается, что в системе сам город с его экономикой, социальными задачами остается как бы в стороне. Мы должны в первую очередь самим себе ответить на вопрос «зачем?». Какова практическая цель наших усилий? Чего мы хотим от человека после стольких лет обучения? Мы должны понимать, что с человеком после школы дальше происходит. Оканчивает ли он вуз, идет ли он в аспирантуру? Куда и по какой специальности он трудоустраивается в итоге, становится он кандидатом наук или обладателем патентов, основал ли он собственную компанию и создал ли рабочие места? Без этого сложно понять реальные слабые или сильные стороны конкретной образовательной модели, соответственно нельзя ее изменить или совершенствовать.
Современное образование должно отвечать на вызовы социально-экономического развития города, страны и в глобальном масштабе. Экономическая динамика задает спрос на новые типы компетенций и новые формы подготовки. Растет спрос на работников, обладающих максимальной гибкостью и высокой креативностью, готовых к самостоятельному действию и командной работе, способных работать в разных культурах и с разными технологическими средами. Начинают меняться требования к базовому образованию, формируется запрос на мобильную, быстро перенастраивающуюся, гибкую систему дополнительного и неформального образования, удовлетворяющую спрос в том числе на «быстрые и свежие» знания и навыки, которые помогут им жить и работать в стремительно меняющемся мире.
И если мы смотрим на человека в целом, смотрим в синтезе, понимаем, какие навыки ему нужны, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным городом, страной, тогда мы по-другому смотрим на всю нашу систему, а обладая статистикой на основе исследования будущих траекторий наших выпускников, перенастраиваем и совершенствуем свою образовательную модель с учетом современных вызовов и вызовов будущего.
Москва - одна из крупнейших экономик среди городских агломераций мира, привлекает инвестиции не только местных компаний, но и российских и международных корпораций. Не только огромный государственный сектор нуждается в подготовке соответствующих кадров, у бизнеса тоже есть такой интерес. Соответственно, нашими партнерами и заказчиками должны быть бизнес-компании. И тут может родиться уникальная модель. Концепция, которую мы сейчас так или иначе проговариваем и прописываем, заключается в непрерывности образования: не с дошкольной группы до успешной сдачи ЕГЭ, а с дошкольной группы до корпорации.
Ребята должны осознанно идти на это обучение. Им надо самим понимать, где они могут приложить знания, где они смогут и будут работать. И здесь участие корпораций в реализации программ основного и дополнительного образования в программах профориентации, партнерство с корпорациями очень поможет.
Уже сейчас образовательный комплекс «Воробьевы горы» реализует программу «Яндекс.Лицей». Это образовательный проект Яндекса по обучению школьников программированию. Учебная программа рассчитана на два года. На занятиях ребята знакомятся с теорией и осваивают технологии на практике. Не только Яндексу, но и любой крупной технологической компании нужны программисты, которые востребованы в сферах от Интернета и дизайна до медицины и космоса. А завтра программирование будет элементом базовой грамотности. Есть и другие примеры сотрудничества. С помощью компании Microsoft мы разработали программы, подготовили педагогов и стали центром сертификации компании Microsoft. Компания Henkel помогла нам оборудовать один из кабинетов, подготовить образовательную программу, снабжает расходными материалами, и теперь у нас успешно проводятся занятия по бытовой и практической химии. Те ребята, которые занимаются по таким партнерским программам, уже мотивированы работать в конкретной отрасли.
Мы готовы предлагать сотрудничество всем технологическим компаниям, которые приходят к нам с запросом на подготовку специалистов со школьной скамьи, во-первых, используя возможности системы дополнительного образования и профильных классов, во-вторых, расширяя лицензированные профили нашего колледжа (Московский колледж профессиональных технологий). Программы колледжа, существующие сейчас, также требуют переосмысления и перезагрузки. Цифровизация - краеугольный тренд новой экономики, IT есть и будут. Мы развиваем три цифровых направления - программирование, цифровой дизайн и мультимедиа. Это позволяет готовить уже не отдельного специалиста, а команду под корпорацию. Такая команда (программист, дизайнер и специалист по визуализации контента) может иметь самую широкую востребованность, она нужна любой технологической компании. Это нужно как Яндексу, Роснефти, так и Сбербанку, «Мосфильму» и кому угодно.
- Какой возрастной сегмент требует дополнительного внимания в образовательной линейке «Воробьевых гор» прямо сейчас?
- Есть один пробел, который мы должны заполнить в ближайшее время. Это практико-ориентированные кружки для подростков 14‑16 лет. Если мы их привлечем, будут решены задачи самого широкого спектра. Здесь мы тоже надеемся на сотрудничество с корпорациями. Не только совместная разработка программ, но и организация практик, стажировок, предложений для вхождения в проектные команды.
Мы начали исследовать эту стратегию с применением технологии форсайт-сессий. Мы спросили подростков, в какой школе они хотят учиться, что они хотели бы изменить сами, своими руками. И полученные результаты в том числе помогли нам сориентироваться с темами возможных будущих программ. Подростки очень хотят учить друга, хотят бабушек и дедушек на роль школьных наставников. Дети сами подсказывают пути решения социальных проблем: определяют векторы своей профориентации и занятости близких им пожилых людей.
Первая стратегическая сессия с применением методик Rapid Foresight «Пионеры будущего» с московскими школьниками состоялась 13 и 14 октября 2018 года в Московском Дворце пионеров при поддержке и участии Открытого университета Сколково, Благотворительного фонда «Защита детства» и международной инициативы Voice of youth («Голос детей»).
Форсайт-сессии - это коммуникативная и прогностическая технология коллективной работы, которая позволяет организациям и институциям определить желаемое будущее, а также договориться об инструментах и плане достижения этого будущего. Основа методики - совместная работа участников с картой времени, образами и схемами. Методики работы с будущим были адаптированы для диалога с молодыми поколениями с вовлечением взрослых и сформированы в набор практик, методов и коммуникативных правил, которые развиваются и реализуются командой инициативы Voice of youth («Голос детей») на территории России, а также в других странах.
«Пионеры будущего» - часть программы перезагрузки образовательного комплекса «Воробьевы горы», проектная целевая модель предложений образовательным организациям в перспективе. Для участия в первой сессии «Пионеры будущего» среди московских школьников и студентов был объявлен конкурс на разработку образа будущего «Москва‑2030» и определение своего места и роли в этом будущем. В конкурсе приняли участие 109 человек, в двухдневной экспресс-сессии приняли участие 42 человека, которые разбились на 9 команд и представили компетентному жюри 9 проектов. Ученики московских школ, а также их родители и педагоги показали себя футурологами-практиками, визионерами с повышенным градусом социальной ответственности, ориентированными на раннюю профориентацию и комфортную образовательную среду.
- Какие возможности предлагают «Воробьевы горы» для этих устремлений современных подростков?
- В планах реставрация Московского Дворца пионеров и прилегающего парка, которая не просто вернет интерьеры и облик первоначального архитектурного плана начала 1960‑х годов, но и приспособит уникальный объект под современное использование, создав уникальную среду не только по форме, но и по содержанию: ведь если мы возвращаем исторические интерьеры, то получаем другие средовые пространства, воссозданные с применением новых технологий и экологичных материалов, с новым оборудованием в классах. А в новых средовых пространствах будут актуализованы направления деятельности.

Екатерина РЕМИЗОВА,
образовательный комплекс «Воробьевы горы»