В этой связи особый интерес представляют те компетенции, умения, навыки и способности будущего учителя, на развитие которых должно быть направлено современное педагогическое образование. Поиск нового содержания, форм организации обучения, методов и средств подготовки будущих педагогов в бакалавриате и магистратуре успешно осуществляется в том числе в МГПУ.

Эмоциональный интеллект и отсутствующий коммуникационный симулятор
Среди важнейших навыков выпускника педагогического университета, наиболее востребованных в наше время и в обозримом будущем, нами рассматриваются высокий эмоциональный интеллект и его производное - социальная компетентность. Адекватное выражение собственных эмоций, точное восприятие эмоциональных реакций других людей, способность эффективно действовать в рамках постоянно меняющегося социального контекста чрезвычайно важны для жизни в обществе и успешной деятельности человека в педагогической профессии. В развитии эмоционального интеллекта компьютер с его неисчерпаемыми информационными ресурсами не помощник, а скорее преграда.
Для решения этой задачи при подготовке будущих педагогов в образовательном процессе нашего университета уделяется повышенное внимание развитию способностей студентов адекватно выражать собственные эмоции и понимать эмоции других людей, оценивать их чувства и понимать мотивацию. Очень важно научить слушать и слышать собеседника, сопереживать ему, быть готовым работать в команде. Мы развиваем лидерские задатки, умение понятно объяснять и убеждать, быть открытым и уживаться с людьми в коллективе, а также готовность к самоанализу, рефлективной компетентности и работе над собой.
Кроме лекций, семинаров, лабораторно-практических работ, мастер-классов опытных преподавателей не последнюю роль в развитии этих важных профессиональных компетенций играют различные виды практик. Для подготовки специалистов по управлению сложной техникой (самолетами, автомобилями) создано множество разнообразных компьютерных симуляторов. Но можно ли ожидать, что когда-то появится компьютерный симулятор, например, для отработки навыков эффективного профессионального поведения педагога в сложных ситуациях общения с трудными подростками? Пока роль аналога такого симулятора для будущих педагогов выполняют различные виды педагогических практик. Многочисленные и разнообразные педагогические практики позволяют развивать у будущих педагогов коммуникативные навыки и организаторские задатки, осуществлять разнообразную профессиональную деятельность в школьных классах, отрядах детских лагерей, секциях, кружках, студиях. Особое внимание здесь уделяется выявлению и развитию у студентов способностей к лидерству, творчеству, командной работе и сотворчеству.

Знание декларативное и процедурное
Информация становится знанием, когда не просто вступает в контакт с прежним опытом обучаемого, а если находит в этом опыте живой отклик. Иначе будет как в сказке: «…в одно ухо влетело - из другого вылетело!» Еще в прошлом веке было доказано, что никогда никакая, даже самая насыщенная, информационная система не заменит живое общение ученика с носителем знаний - учителем. Происходит это еще и потому, что само наше знание неоднородно.
Американский психолог Дж.Андерсон однажды предложил поделить знание на декларативное и процедурное. Декларативное знание мы приобретаем под жестким контролем сознания, оно практически всегда присутствует в вербальной форме и обычно легко воспроизводится учащимися в ходе устных ответов на уроках и экзаменах. Но любой учитель знает, что, даже если ученик легко извлекает из памяти правило, определение, формулу закона физики или доказательство той или иной теоремы, это еще не означает, что он способен решать задачи и эффективно действовать на практике, используя эти знания. Для практических действий требуется другой тип знания - знание процедурное.
Процедурное знание усваивается нами неосознанно, интуитивно и непременно в процессе живого взаимодействия с его носителем - педагогом. Причем это часто происходит даже помимо нашей воли. Усвоение процедурного знания протекает обычно медленно, так как требует многочисленных наблюдений и повторений. Скорость научения сокращается за счет необходимости формирования ассоциаций между событиями, фиксации между ними причинно-следственных отношений. Рождающийся в итоге такого обучения опыт имеет невербальный характер и может быть использован для построения реального практического действия, но бывает малопригоден для вербальных ответов.
Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности содержит множество таких принципиально неформализуемых, невербализируемых элементов. Поэтому проводится она в нашем университете преимущественно на основе деятельностного подхода, где студент в процессе активного взаимодействия с преподавателем приобретает необходимые профессиональные компетенции. Это существенно меняет содержательное наполнение и организационную структуру всего процесса образовательной деятельности в университете.

Исследование как стиль жизни
В современных условиях исследование из экзотического навыка, еще недавно требовавшегося только научным работникам, полицейским следователям и журналистам, превратилось в необходимую черту жизненного стиля каждого современного человека независимо от сферы деятельности. В этих условиях современному педагогу важно иметь способности к исследованию, проектированию и быть способным обучать этому детей. Для этого в университете у него должны быть сформированы следующие компетенции:
- гибкость, внимательность и сверхчувствительность к проблемам, способность видеть удивительное в обыденном и следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме;
- умение ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для них форме, увлекать дидактически ценными проблемами, делая их проблемами самих детей;
- умение выполнять функции координатора и партнера учащихся в исследовательском поиске;
- умение быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение;
- предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска;
- умение организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разно­образных «полевых» исследований;
- поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам и полученным результатам.
Работая над этим в нашем университете, мы пришли к выводу, что научить этому будущих педагогов классическим образом (лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, мастер-классы) невозможно. Решение нашлось в рамках деятельностного подхода. Все студенты третьего и четвертого курсов бакалавриата в течение двух лет руководят исследовательскими и проектными работами школьников в университетской школе. Помогая школьникам проводить собственные исследования и делать творческие проекты, студенты осваивают весь набор вышеперечисленных компетенций.

Эмоциональный интеллект - способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания как свои, так и других людей, а также способность управлять своими эмоциями.

Дарья ШАХМАТОВА, студентка Института педагогики и психологии образования МГПУ:
- Над проектами мы работали так: каждый студент взял себе по одному ученику 1‑2‑го класса, мы разделились на рабочие группы из четверых человек. Ученики из каждой группы придумывали себе проект, а если сомневались, мы помогали, задавая наводящие вопросы на интересные им темы. Например, наша группа взяла себе тему «Почему желтеют листья». Работа над проектом шла в форме интерактива, поэтому всем было очень интересно: дети выращивали растения, наблюдали, что с ними происходит днем и ночью, как меняется форма листьев, делали много зарисовок, собирали гербарий. К защите проекта ученики сплотились как команда, выступили единой сплоченной рабочей группой и очень друг друга поддерживали. Нам, студентам, самим работалось сложнее - пришлось найти баланс в команде, грамотно распределить роли и задачи, научиться тайм-менеджменту.

Александр САВЕНКОВ,
директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, профессор департамента психологии, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук