Миссия нового стандарта образования - в создании условий для перехода от культуры образовательного процесса к культуре образовательных результатов. Это значит, что задачи повышения квалификации современных учителей связаны не только с пересмотром ранее изученных фактов, понятий и закономерностей, обусловленных развитием науки. Они в числе прочего продиктованы особенностями нового социального заказа общества и личности на образование, необходимостью реализации запросов социума, выходящих за рамки узких предметных знаний.
Система московского образования одна из первых, где на смену погоне за количеством подтверждающих квалификацию бумаг, дипломов и сертификатов о прослушанных курсах пришла практика подтверждения квалификации учителя реальными результатами учеников. Как следствие, количество программ повышения квалификации стало снижаться в пользу их качества. Спросом пользуются только те, которые реально помогают учителям выйти на новый уровень квалификации, обрести новые компетенции.
Мы рассмотрим несколько примеров наиболее востребованных программ повышения квалификации, которые реализуются в Московском центре развития кадрового потенциала образования, и начнем с пула программ, цель которых - повышение предметных компетенций педагога.

Актуализация предметных знаний
Программы повышения квалификации учителей с таким названием были созданы в МЦРКПО по всем гуманитарным и естественно-научным предметам - математике, русскому языку, химии, физике, биологии и пр. Именно здесь учитель получает возможность ликвидировать собственные дефициты в предметной области, отработать вызывающие у него затруднения темы предметного содержания и обновить свою базу знаний по интенсивно развивающимся дисциплинам.
Интересно, что сами учителя часто называют эти программы подготовкой к ЕГЭ, который они по собственной инициативе сдают в Московском центре качества образования. Вы спросите, зачем учителям сдавать школьный гос­экзамен? Все очевидно. Для того чтобы понять, в какую историю попадает ученик на экзаменах, нужно эту процедуру пройти самому, увидеть, как она выглядит изнутри, разобраться, как ученику правильнее распределять время, как сортировать задания по уровню сложности. Очевидно и то, почему некоторые учителя сдавать экзамены опасаются. Ведь, если учитель показывает на сдаче ЕГЭ низкий балл, становится понятно, что он не способен подготовить своих учеников к экзамену, а высокие показатели его воспитанников, если они есть, - результат не его работы, а репетиторов или преподавателей дополнительных курсов.
Показательно, что на сегодняшний день все сотрудники МЦРКПО - авторы программ по актуализации предметных знаний - также сдали единый госэкзамен в Московском центре качества образования.
- Я посчитала своим долгом прий­ти и сдать ЕГЭ, - рассказывает Мария Шабанова, начальник отдела естественно-научного образования МЦРКПО, - чтобы прочувствовать себя в роли ученика и более полно понять, к чему нужно готовить учителей, реализуя наши программы повышения квалификации. Ведь одна из задач наших программ - подготовить московских учителей к сдаче ЕГЭ по предметам, соответствующим их профилю работы, показать им некоторые приемы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, помочь им конструировать задания, разрабатывать методику работы с ними и включать их в свои сценарии уроков.
Важно отметить и то, что программы актуализации предметных знаний рассчитаны на продвинутый уровень обучения. Если учитель хочет поднять свой уровень преподавания до работы в профильном классе, например в биологическом или математическом, он может достичь цели при помощи этих программ. И здесь, раз уж мы упомянули математические классы, правильно пе­рейти к рассказу о следующей программе.

Программы подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА)
Обойти вниманием эти программы нельзя как минимум по двум причинам. Во-первых, в соответствии с законодательством организация и проведение итоговой аттестации обучающихся возложены на регионы, и именно МЦРКПО по поручению Департамента образования Москвы обучает членов столичных экзаменационных комиссий.
А во-вторых, существует пул программ подготовки к ГИА, рассчитанный на учителей и концентрирующийся на методиках подготовки детей к успешной сдаче итоговых аттестаций. Поскольку специалисты МЦРКПО ежегодно готовят тех, кто непосредственно обеспечивает экзаменационные процессы, участвуют в проверке экзаменационных работ и в конфликтных комиссиях, они совершенно четко знают, на каких заданиях дети чаще всего дают осечки и какие слабые звенья в полученных школьниками знаниях требуют подкрепления. Исходя из этого, для учителей разрабатываются программы с акцентами на выявленные в ходе экзаменов наиболее трудные темы предметного содержания.
Огромный учительский интерес к данным программам понятен: те, кто изучил этот курс, получают возможность качественно подготовить к ГИА своих учеников. Ведь они становятся владельцами утвержденных демо-версий экзаменационных заданий, а также носителями наиболее полных и актуальных знаний по условиям проведения, требованиям и критериям проверки аттестаций.

Московская электронная школа
Программы обучения работе в МЭШ - направление топовое. Ресурс не просто вошел в сферу столичного образования, он стал одним из столпов существующей системы. Сегодня, наверное, с МЭШ умеет работать практически каждый учитель. Электронная школа предоставляет педагогам действительно уникальные возможности - от организации дистанционного обучения в том случае, когда ребенок по каким-то причинам не имеет возможности прибыть в здание школы, до использования всего многообразия готовых сценариев уроков из библиотеки МЭШ.
Чему учатся слушатели этих программ повышения квалификации? На начальном уровне - осваивать инструментарий Московской электронной школы, работать с библиотекой, планировать и организовывать работу по подготовке и проведению урочных занятий в МЭШ. Они узнают о дидактических принципах использования информационно-коммуникационных технологий, о педагогическом дизайне урочного занятия, учатся отбирать атомарный контент для использования в урочной деятельности.
Далее идут программы углубленного и продвинутого уровней. Здесь получают знания те, кто стремится создавать собственные сценарии современных уроков в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Есть уже сложившаяся система финансового поощрения учителей за использование МЭШ. Это ежемесячная надбавка для учителей-пользователей и гранты для авторов сценариев наиболее востребованных уроков. Учителя, которые стремятся стать грантополучателями, приходят в МЦРКПО на продвинутые программы, потому что на курсах созданы все условия для прохождения пути от идеи до готового сценария. Специалисты центра действительно изучили МЭШ вдоль и поперек, они знают, где искать востребованные уроки, по каким темам готовых уроков нет, а какие являются самыми сложными по конструированию. Например, особым спросом сегодня пользуются сценарии межпредметных занятий. Подготовить урок на конвергентных принципах, охватывающих и интегрирующих различные области знаний, - задача насколько интересная, настолько и непростая. Преподаватели МЦРКПО помогают в разработке таких сложных и дефицитных уроков, проверяют их методическую грамотность для прохождения модерации в Городском методическом центре.

Функциональная грамотность
Раз уж мы упомянули конвергентные подходы в образовании, самое время рассказать о программах повышения квалификации учителей, нацеленных на повышение функциональной грамотности ребенка - его умения применять полученные знания в решении прикладных задач.
Наверное, объяснить, как это работает, проще всего на примере Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Россия в целом и Москва отдельно как мегаполис принимают участие в этих исследованиях ежегодно. И если на уровне страны наши результаты в третьем десятке, то Москва уже несколько лет подряд по уровню образования стабильно входит в тройку сильнейших мегаполисов мира.
PISA оценивает успехи в области образования по совершенно иным критериям, чем российский учебный план, в значительной степени основанный на предметном содержании. В ходе исследования школьники решают задачи различных уровней сложности. И если на первых уровнях ученик просто репродуктивно применяет свои знания, то на высших он должен суметь применить их в творческих, нестандартных задачах. Самые сложные задания PISA требуют интеграции знаний из разных предметных областей - применения того самого конвергентного подхода, который стирает междисциплинарные границы и позволяет взглянуть на задачу комплексно. Натаскать школьника на решение задач PISA невозможно, чтобы отвечать на вопросы по читательской, математической и естественно-научной грамотности, нужно этой грамотностью обладать.
В исследовании PISA очень много заданий, когда ученику дается для ознакомления текст, по которому затем задаются вопросы. Через полученные ответы делаются выводы о том, умеет ли ребенок искать в тексте ответы на поставленный вопрос, анализировать текст, структурировать информацию, способен ли он отделить главное от второстепенного.
Все это выходит за рамки нашего традиционного системного школьного обучения. И чтобы учить ребенка функциональной грамотности, педагоги должны пройти этот путь сами, погрузиться в атмосферу PISA-подобных заданий и перестроить свою профессиональную деятельность от трансляции знаний к деятельностной парадигме, которая позволит ученику выйти из школы не просто с багажом знаний, а с умением учиться и саморазвиваться.
Достигается такое умение только проектной деятельностью в школе, которая в большинстве случаев строится на межпредметной основе. Поэтому данные программы повышения квалификации рассчитаны как на обучение учителей-предметников отдельно, так и на работу со школьными командами. Ведь если учителя у себя в школе не объединяются, профессионально не общаются, решить конвергентные задачи практически невозможно. На суперрезультат учителя должны работать совместно.

Инклюзия
Завершим мы наше знакомство с программами повышения квалификации московских учителей одной из самых востребованных на сегодняшний день программой, нацеленной на развитие инклюзивного образования.
По Закону «Об образовании РФ» родители имеют право отдать ребенка с ограниченными возможностями здоровья не в специализированную школу, а в общеобразовательную. Инклюзивное образование подразумевает доступность общего образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями, дает возможность для организации совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.
Для того чтобы ребенок с ОВЗ учился в обычном классе, для него нужно разработать особую программу обучения. Профессиональные стандарты предписывают учителю владеть инклюзивными методиками, но в базовом педагогическом образовании, которое учителя получают в вузах, такого содержания нет вообще. Учителя-предметники этому не обучаются, они не дефектологи. Кроме того, есть еще одна нуждающаяся в специализированном подходе категория детей, которых называют детьми с разными образовательными потребностями. В основном это дети мигрантов, которые плохо говорят на русском языке, для которых русский язык - иностранный.
Чтобы разработать адаптированную программу, учителю надо знать физиологические и психологические особенности таких детей, понимать, как ребенок воспринимает информацию, как к нему обращаться, может ли он работать в группе, какими должны быть для него домашние задания и еще множество вопросов. Необходима серьезная психолого-педагогическая подготовка учителя, который должен правильно воспринять такого ребенка, создать благоприятную среду в детском коллективе, нивелировать возможное сопротивление некоторых родителей одноклассников. И именно поэтому в МЦРПКО такой огромный спрос на обучение по этим программам.
Сегодня обучающие материалы по большинству программ повышения квалификации можно отыскать в сети Интернет. Все учебные материалы МЦРКПО также хранятся в открытом доступе. Но чем больше учителя погружаются в ту или иную задачу, тем больше вопросов у них возникает, тем сильнее растет потребность в специализированных курсах.
Следует особо подчеркнуть, что на всех перечисленных в этой статье программах лежит четко выраженный отпечаток специфики мегаполиса. И отчетливее всего он проявляется в запросах на продвинутые программы. Учителя мегаполиса, освоившие инструмент МЭШ, уже не нуждаются в начальном уровне. Они ищут новые уровни сложности. Именно поэтому в перечне Московского центра развития кадрового потенциала образования практически не осталось традиционных законсервированных программ. В каждой из них высокий процент новизны, продиктованный актуальностью стоящих перед программой задач.

Без права на ошибку
Современная московская школа - высокотехнологичный многопрофильный образовательный комплекс. Чтобы обеспечить ее бесперебойное функционирование, заместителю директора по ресурсам необходимо профессионально разбираться в важнейших вопросах жизнеобеспечения образовательной организации. В зоне его ответственности закупочная деятельность, содержание школьного имущества, организация питания обучающихся, кадры, электро- и пожарная безопасность.
Предъявляя высокие требования к ведению финансово-хозяйственной деятельности, город предоставляет замам по ресурсам возможность пройти обучение на базе Московского центра развития кадрового потенциала образования по охватывающей все направления их работы программе, в реализации которой участвуют центральные городские учреждения столичного Департамента образования. Расписание курса «Эффективное управление ресурсами образовательной организации» плотное - три раза в неделю. Занятия строятся по алгоритму: интерактивная лекция, тестирование, разбор вопросов, на которые хуже всего ответили, решение кейсов и обсуждение пройденного с преподавателями и коллегами.
Обучение очень непростое, это единственная программа, на которой слушатели проходят входное и итоговое тестирование в отделе аттестации, отвечают на вопросы, подготовленные специалистами ЦГУ, которые и ведут занятия. Причем итоговый тестовый порог действительно высокий - не менее 70% правильных ответов, и за низкие результаты в каждом потоке отсеиваются порядка 10% обучающихся.
После каждого занятия, как уже было сказано, преподаватель проводит в онлайн-режиме тестирование по пройденной теме, проверяя, насколько усвоен материал и эффективны ли предложенные им форма и содержание обучения.
Вы спросите, чем обусловлены такие высокие требования? В первую очередь тем, что заместитель по ресурсам отвечает за жизненно важные аспекты деятельности школы, у него нет права на ошибку ни в вопросах электро- и пожарной безопасности, ни в вопросах организации питания, ни в решении задач по любому другому из направлений его работы. Цена его просчетов может быть очень высока.
А во-вторых, заместитель по ресурсам, безусловно, относится к тем, от кого зависит лицо образовательной организации. Он формирует образ школы через обеспечивающие системы - через ремонт, организацию работы школьных столовых, эффективное функционирование всех систем снабжения. Эти факторы, вне всяких сомнений, влияют на имидж школы и способны нивелировать все прочие репутационные усилия педагогического коллектива.
Примечательно, что именно степень ответственности заместителей по ресурсам диктует их стиль поведения на курсах, который поощряется организаторами обучения. Речь о том, что для ресурсников разработана фактически новая технология повышения квалификации, где онлайн-тестирование после каждого занятия дает возможность оперативной обратной связи и быстрого реагирования на дефициты компетенций слушателей, а их вопросы не только всесторонне поощряются, но и задают направление для корректировок содержания программы.
- Это максимально практико-ориентированные курсы, - рассказывает заместитель директора по управлению ресурсами школы «Спектр» Алексей Малофеев. - Я никогда с более практичной стороной обучения не встречался. На мой взгляд, все дело в преподавателях. Люди, которые нас здесь учат, непосредственно участвуют во всех рабочих процессах, поэтому обеспечивается очень грамотный уровень взаимодействия. Лично для меня самой актуальной была тема питания. Это был мой самый большой пробел в знаниях. И вот результат - методику проверки питания, которую на предыдущем занятии предложили коллеги, мы уже сегодня опробовали в школе на практике при проверке подрядчиков.
Согласен с коллегой и заместитель директора по управлению ресурсами колледжа связи №54 Артем Апель, который также считает, что «самая важная составляющая курсов - это абсолютная практико-ориентированность, решение реальных ситуаций, важных практических задач, которые возникают каждый день».
Сегодня МЦРКПО вышел на цифру 500 обученных заместителей по ресурсам в год. А в развитие к этим курсам с ноября стартовали новые - «Эффективный заказчик», рассчитанные на управленческие команды, состоящие из директора школы, заместителя по ресурсам и контрактного управляющего.
Московская школа - эффективный заказчик
В Московском центре развития кадрового потенциала образования завершилось обучение первой группы слушателей по программе повышения квалификации «Эффективный заказчик». Это программа, направленная на совместное обучение управленческих команд образовательных организаций в составе директора школы, его заместителя по ресурсной деятельности и контрактного управляющего. Она не дублирует индивидуальные курсы для руководителей и ресурсников, а создана в развитие уже существующих для управленцев учебных модулей и направлена на формирование эффективной команды по ведению закупочной деятельности в образовательной организации.
Как отметили первые обучившиеся по программе, такие курсы с их общими задачами и содержанием отличная площадка для оттачивания действий внутри­школьных управленческих команд, помогающая четко распределить роли, понять функционал и должностные обязанности каждого участника.
- Совместное обучение стало серьезным укреплением нашего командного взаимодействия, которое необходимо, для того чтобы и руководитель, и исполнители имели одинаковый взгляд на решение конкретной задачи, - рассказал Александр Рящев, эксперт в сфере закупок московской школы №1269. - В своей повседневной работе мы сталкиваемся с различными ситуациями, которые, к сожалению, не всегда однозначны. Но теперь благодаря этим курсам мы способны совместно делать наиболее правильный выбор и находить эффективные и наиболее выгодные для школы выходы из любых ситуаций.
Содержание обучения делится на четыре модуля по четыре часа, за которые слушатели учатся применять основные положения законодательства Российской Федерации, планировать и осуществлять закупочную деятельность, вести контроль и претензионную работу в этой сфере. В процессе обучения управленческие команды не просто рассматривают различные кейсы, собранные из реальных примеров ошибочных действий, а раскладывают их на роли, подробно разбирая шаги каждого действующего лица, чтобы каждый видел свою зону ответственности и понимал, как он должен реагировать на те или иные обстоятельства.
По мнению Веры Чекинцевой, контрактного управляющего московской школы №920, огромное преимущество этих курсов в том, что они практико-ориентированные, а в процессе работы над кейсами разбираются не только предложенные преподавателями сценарии, но и вопросы, связанные с похожими ситуациями, которые возникали в практике закупочной деятельности самих слушателей.
- Для меня эти курсы стали очень полезны потому, - поделилась она своими впечатлениями, - что, во-первых, контрактная система регулярно обновляется, за изменениями в законодательной базе нужно следить постоянно, а здесь мы узнали обо всех последних обновлениях. Во-вторых, я получила от преподавателей ответы на вопросы, которые меня волновали. Ну и, наверное, самое главное - я оказалась среди коллег, с которыми можно поделиться опытом и обсудить важные рабочие задачи.
Почему дальше город взялся обучать команды? Потому что эффективность их работы зависит от того, насколько четко в команде распределены уровни ответственности, насколько в ней отработано взаимодействие. А курсы с их общими задачами и содержанием - отличная площадка для отработки действий внутри школьных управленческих команд, которые, как известно, нацелены на повышение качества образования в школе, а значит, и на повышение общих результатов города.

Удаленка для учителя
Московские учителя получили возможность выбора между очной и дистанционной формами получения дополнительного образования.
Дистанционное обучение уже не новая, но все еще не очень привычная форма образования. Из довольно большого перечня ее преимуществ можно выделить такие, как свобода и гибкость графика обучения - возможность учиться где и когда удобно; индивидуальный темп усвоения новых знаний - возможность выстраивать учебный план в соответствии с личными потребностями и жизненными обстоятельствами; ну и, конечно же, технологичность - повышение качества обучения за счет применения современных средств, электронных библиотек и современной техники.
Эти преимущества учитывались командой Московского центра развития кадрового потенциала образования при выборе тем четырех первых программ дистанционного обучения, каждая из которых связана с Московской электронной школой и современными информационно-коммуникационными технологиями.
Например, дистанционный курс «Конструирование сценария урока в МЭШ по модулю «Основы православной культуры» комплексного курса ОРКСЭ» организован для учителей начальных классов, которые ведут предмет «ОРКСЭ» («Основы религиозных культур и светской этики»).
Если раньше на очные курсы нужно было приезжать в аудиторию в определенное время, скажем, два раза в неделю, теперь учителя вольны сами выбирать, где и когда им учиться удобнее.
Программа обучения знакомит педагогов с интерфейсом Московской электронной школы, с требованиями к сценариям уроков по ОРКСЭ и его элементам, учит использовать и модифицировать электронные сценарии учебных занятий, правильно применяя атомарный образовательный контент библиотеки МЭШ и возможности конструктора урока.
А если учитель начальных классов уже пользуется материалами Московской электронной школы и конструирует свои собственные сценарии интерактивных уроков, но хочет научиться разрабатывать разноуровневые задания для занятий по окружающему миру, тогда его научат конструировать уроки по этому предмету на другом курсе - «МЭШ: современный урок по окружающему миру в начальной школе».
Сделать доступным для дистанционного изучения решили и курс с таким сложным названием, как «Московская электронная школа: обучение математике с использованием образовательных возможностей готовых виртуальных лабораторий и их конструкторов. Модуль 3. Исследовательское обучение в стиле экспериментальной математики». Курс рассчитан на преподавателей информатики, математики и учителей начальных классов. Он дает слушателям представление о теоретических основах и предпосылках развития идеи исследовательского обучения математике в России и за рубежом. Знакомит с исследовательскими возможностями конструкторов виртуальных лабораторий приложения платформы «Московская электронная школа». Рассказывает о разработке внеурочных программ по подготовке учащихся всех ступеней обучения к исследовательской деятельности в стиле экспериментальной математики, а также об организации сетевого взаимодействия учащихся и ученых для повышения качества исследовательских проектов.
Также дистанционной формой обзавелся и направленный на совершенствования профессиональных компетенций учителей курс «Применение облачных сервисов в работе учителя для реализации технологий смешанного обучения».
Под каждый дистанционный курс создан цикл интерактивных видеолекций, подготовлены текстовые и презентационные материалы для самостоятельного изучения.
Уже в этом учебном году Московский центр развития кадрового потенциала образования планирует завершить основную часть работ по переводу программ повышения квалификации учителей в цифровой формат. Другими словами, в скором времени столичные педагоги получат возможность обучаться дистанционно по всем направлениям дополнительного образования. Это не только позволит им получать новые компетенции в удобное время в удобном месте, но и персонифицирует повышение квалификации, поскольку даст возможность выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

Московский центр развития кадрового потенциала образования